Дхрува Махараджа дас: "Начинающим бхактам я бы порекомендовал повторять 16 кругов в течение как минимум пяти лет. В этом случае преданный приобретёт привычку к воспеванию, не взирая на любые трудности. После пяти лет практики повторения преданный будет фактически готов к тому, чтобы перейти на следующий уровень. Ему надо будет проанализировать ситуацию, в которой он находится, и увеличить число кругов в соответствии со своими возможностями."
Шачинандана Свами: "Если преданный хочет контролировать свой ум, то он должен быть как пилот самолёта, который заметил, что его самолёт отклонился от курса из-за влияния сильного ветра. Фиксируя направление в уме, пилот сможет вернуться к прежнему курсу.
Шрила Санатана Госвами в своём произведении "Хари-Бхакти-Виласа" даёт 6 эффективных правил для совершенствования джапы:
1.Манах самскаранам, способность контролировать ум.Об этом упоминает Сам Кришна в Бхагавад-гите (6.26) "Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного "Я".
Как это сделать? Самый простой путь - это смотреть на графическое изображение маха-мантры во время её повторения. Это стандартная йогическая медитация
Гауракишоры даса бабаджи, надиктованная в письме к ученику, в котором он
советует произносить Имя и одновременно смотреть на слоги маха-мантры. Такой тип визуальной медитации является йогической практикой, это мистический процесс.
2.Шаучам, внешнее и внутреннее очищение.Следует отметить, что когда преданный начинает повторять мантру, все его воспоминания усиливаются - начинает всплывать в уме всё, на что он посмотрел. Поэтому так важно заботиться о чистоте ума.
3.Мауна, молчание.Праджалпа загрязняет ум!Следует научиться быть молчаливым, когда дело касается материальных тем, но словоохотливым, когда обсуждаются духовные темы. Когда мы говорим о Кришне, наш ум очищается.
4.Мантрартха-чинтана: размышление о значении мантры. Не рекомендуется проговаривать мантру бездумно, потому что праздный ум вернётся к мыслям о майе. Поэтому необходимо медитировать с особым настроением: "О Радха, о Кришна! Пожалуйста, займите меня в преданном служении Вам". Начальное служение может относиться к миссии проповеди. Один из старших преданных сказал мне по секрету: "Когда я повторяю мантру, я украшаю тело Господа цветами - мне нравится выполнять это служение во время воспевания". Смысл этого служения в том, чтобы созерцать смысл мантры.
"О, Хари, Радха, дай мне то служение, которое Ты считаешь, я способен выполнять для тебя."
5.Авьягратва, терпение.Не форсируйте практику.Это так не соответствует настроению бхакти - стремиться поскорее завершить свои круги.Приходилось ли вам когда ни-будь чувствовать, что ваш собеседник хочет поскорее уйти от вас? Тогда вы и сами захотели бы уйти.Не торопитесь во время повторения мантры, поскольку Кришна может "сбежать" от вашей практики джапы, когда Он увидит, что вы просто хотите завершить её. Он может сказать: "Я уйду до того, как ты окончательно оставишь Меня".
6.Анирведа, непреклонность, то есть упорство. "А" означает "нет", а "нирведа" - "равнодушие", "безразличие" или даже "депрессию". Другими словами, если повторение мантры не приносит мгновенных результатов, вы не должны терять надежды.
Воспевание начинается не тогда, когда преданный садится повторять джапу, но тогда, когда хочет воспевать должным образом! Тогда он должен подготовить себя к такой жизни и развивать в себе необходимые для этого качества.
Ягья Пуруша дас: "Каждый понедельник я провожу день Святого Имени. Он начинается с джапы с остальными преданными в нашем ашраме перед мангала-арати. Но и после утренней службы я не прекращаю повторение джапы...Это оказало удивительный эффект на весь ашрам. В итоге, Святое Имя становится доминантным в групповом сознании".
Радха-Валлабха дас: "В процессе улучшения джапы существует 3 этапа:
1.Заключается в том, что в течение недели вы только наблюдаете за своей джапой: это помогает осознать вам свои плохие привычки во время воспевания. Обычно мы не обращаем внимания на наши привычки, но, применяя эту практику, мы становимся внимательными к ним. Вы сразу начинаете осознавать, над чем необходимо работать в процессе воспевания, вы обращаете внимание на такие аспекты духовной практики, как концентрация, продолжительность ночного сна, количество прочитанных с утра кругов и т. д. Иногда вы замечаете, что оставляете круги на вечер и это входит в привычку. Постепенно вы увидите множество плохих привычек, и здесь важно сфокусироваться на одной - двух основных, чтобы добиться успеха. Если вы попытаетесь изменить все плохие привычки сразу, то потерпите фиаско и попросту вернётесь туда, откуда начинали.
2.Работа над процессом улучшения джапы сводится к тому, что вы всю следующую неделю медитируете на изменение привычки, выбранной вами, и регулярно молитесь об успехе вашего начинания. Очень важно в это время не пытаться ничего изменить. Необходимо развить внутреннюю решимость, чтобы почувствовать внутренний импульс. Для того, чтобы действительно сломить привычку надлежащим образом, нужно создать сильное внутреннее намерение: "Я всерьёз собираюсь это изменить. Это произойдёт так, как я это планирую. 1 июля я собираюсь бросить эту привычку". По прошествии времени вы обретёте силы и навык, чтобы достичь своей цели. Это не значит, что вы должны декламировать свою молитву во время джапы. Эксперты по изменению привычек говорят, что наиболее эффективное для этого время - перед сном или сразу же после пробуждения.
3. Третьей стадией в процессе формирования новых привычек и устранения старых является сама практика..."
Радханатха Свами:
"Многие люди проводят различные обряды, но делают это с разными целями. Они даже могут совершать одни и те же действия, однако получат разные результаты. Можно проводить арати для престижа, но и получить только престиж, больше ничего. Можно и ягью проводить ради материальных благ, и , вполне возможно, что материальные блага придут. Однако есть те, кто занимается духовной деятельностью с искренним желанием очистить своё сердце, чтобы пробудить в нём любовь к Богу.Эта деятельность имеет высший смысл для всего человечества и является сутью всех духовных практик...Этот энтузиазм, это стремление - и есть разница между пустым ритуалом и истинным актом преданности, не смотря на то, что оба могут иметь ту же внешнюю форму.
Если мы просто повторяем джапу потому, что так рекомендовано в этот век для самоочищения, но при этом повторяем Святые Имена Господа невнимательно, лишь пытаемся просто закончить свои круги, такая джапа напоминает ритуал.
И каков результат??? - Мы заканчиваем наши круги..."
Бхактивинода Тхакура говорит: "Только две вещи имеют реальную ценность в этом мире - джива и Нама. Больше ничего."