Поступил интересный вопрос, который стоит рассмотреть подробнее, но на данный момент я отвечу кратко.
И так, вопрос: в чем смысл аскетизма ?
Единственное, что дает мир - это ощущения.
То, что испытывает ощущения (приятные и неприятные - других не дано) - это аханкара\эго.
Невозможно достичь мокши не отказавшись от ощущений: стремление испытать ощущения сразу же "активизирует" инструмент, посредством которого они испытываются.
Таким образом, без аскетизма религия - это просто глупость (даже если есть стремление к освобождению), и только мошенники проповедуют такой вариант религии, чтобы в первую очередь им самим не предьявили притензий к тому, что они ведут вовсе не аскетический образ жизни (болтают о религии -> получают деньги -> и на деньги получают всё то, что приносит ощущения; если бы не болтали о религии -> не было бы денег -> невозможно было бы обрести на деньги всё то, что приносит ощущения; такие мошенники по глупости людьми воспринимаются как "благодетели", ведь с виду мошенники так заинтересованы в "духовном благополучии" людей).
Аскетизм - это вайрагья на практике: привыкание к 1) мне не нужны ни ощущения, 2) ни то, что их испытывает.
Естественно, если подобной варагьи нет - есть лишь ощущения и аханкара, которая их испытывает (это и называется обусловленное состояние).
Бхикшука упанишада
Ом Шанти, Шанти, Шанти.
1. Нищенствующие монахи, стремящиеся к Освобождению, подразделяются на четыре вида: Кутичака, Бахудака, Хамса и Парамахамса.
2. Кутичака (аскеты, живущие в хижинах), подобные (древним мудрецам) Гаутама, Бхарадваджа, Яджнявалкья и Васиштха, поддерживают свою жизнь восемью кусочками пищи, и ищут только Освобождение, идя путем джняна-йоги.
3. Затем, аскеты Бахудака (живущие преимущественно у храмов на берегах святых рек), имеющие (т.е. носящие) с собой тройной символический посох (триданда), сосуд для воды, оставляющие пучок волос у себя на голове, священную нить, и одевающиеся в одежду цвета охры. Избегая вина и мяса (т.е. полностью отказавшись от вина и мяса), они поддерживают свою жизнь восемью кусочками пищи, полученными в виде милостыни от браминских семейств, и ищут только Освобождение, идя путем джняна-йоги.
4. Затем идут аскеты уровня Хамса, которые останавливаются на одну ночь в деревне, на пять ночей в городе, и на семь ночей (или более) в святом месте. Поддерживая свою жизнь молочными продуктами, постоянно преданные обетам чандраяны, они ищут только Освобождение, идя путем джняна-йоги.
5. И затем идут аскеты (самого высокого) уровня Парамахамса – такие, как древние мудрецы) Самвартака, Аруна, Шветакету, Джадабарата, Даттатрейя, Шука, Вамадэва и Харита, которые поддерживают свою жизнь восемью кусочками пищи, и ищут только Освобождение, идя путем джняна-йоги. Они укрываются в тени деревьев, в заброшенных домах или на кладбищах. Они могут носить одежду или быть голыми. Они не соблюдают ни Дхарму, ни Адхарму (то есть они - выше мирских законов). Они не ощущают ни счастья, ни несчастья; они постоянно умиротворены. Они отбрасывают доктрины Вишишта-двайты (которую проповедовал Рамануджа), Шуддха-двайты Мадхвачарьи и Ашуддха-двайты. Они – адепты системы Адвайта. Совершенно одинаково взирая на гальку, камни и золото, они принимают милостыню от людей всех каст, и видят повсюду лишь один Атман. Нагие, незатронутые парами противоположностей (т.е. жарой и холодом, и т.д.), не принимающие никаких подарков, постоянно пребывающие в непоколебимой саттвической (чистой) медитации, установленные только в Атмане, получающие милостыню в предписанное время для поддержания тела, (ночующие) в заброшенном доме, храме, стоге сена, муравейнике, тени дерева, хижине горшечника, месте возжигания ритуального огня, песчаном берегу реки, горной чаще или пещере, дупле дерева, вблизи водопада или на сырой земле, они находятся на верном пути ради осознания Брахмана; с чистым сердцем, они оставляют свои тела в состоянии полного отречения, - как Парамахамса. Они - действительно Парамахамсы (поскольку они станут поглощенными Брахманом). Так заканчивается Бхикшукапанишад, принадлежащая к Шукла-Яджур-Веде.
Ом Шанти, Шанти, Шанти.
Идя путем поиска ощущений (тех, которые были испытаны, или тех, которые не были испытаны) находится лишь сансара.
Вот на данный момент были уже испытаны всевозможные варианы ощущений (если взять за основу принцип реинкарнации, то уже всё было испытано), и это так и не принесло АНАНДЫ\БЛАЖЕНСТВА: дальнейшее повторение одних и тех же заблуждений будет приводить всё к тому же результату.
Иными словами, 1) было перепробовано всё, и 2) я дальше ищу ощущения, 3) и это говорит о том, что всё перепробованное не содержит в себе то, что ищется.
На что бы не было направлено желание - всё бессмысленно: 1) временно и само желание (оно ведь существовало не всегда, следовательно не может существовать всегда, к тому же даже 24 часа не держится, поскольку в состоянии отличного от бодрствования, и сна со сновидениями - активность ума прекращается) -> и 2) всё то, на что может быть направленно желание (невозможно желать вечного, поскольку любое желание говорит о том, что желается временное: если бы желаемое было вечным - его невозможно было бы желать в силу того, что вечное уже было, а то что есть - не желают; иными словами - желают то, чего нет, а то чего нет - говорит о временности; таким образом само желание доказывает временность желаемого).
В рамках этой закономерности вращается поиск ощущений: уже известно, что любое желание\рага приведет к одному и тому же результату.
Потому следует выделить слова из упомянутой упанишады:
Цитата:
ищут
только Освобождение, идя путем
джняна-йоги P.S. Отдельного рассмотрения заслуживает момент с так называемым "ничегонеделанием", когда йог просто сидит (как раз это сложнее всего, в отличии от бегания туда-сюда в поисках приключений на мягкое место, чем и занимаются миряне).