Глава тринадцатая ЙОГА РАСПОЗНАВАНИЯ МЕЖДУ ПОЛЕМ И
ПОЗНАВШИМ ПОЛЕ
13.1. Арджуна сказал:
- О Кешава, мне вкратце объясни
материю и Дух, как действуют они,
и что есть Поле, Кто его Знаток,
что знанье есть, и познаванье - что?
13.2. Благословенный Господь сказал:
- Мудрый называет это тело
кшетрой или полем, Каунтея.
Тот, кто это поле понимает -
тот его знаток, его Кшетраджна.
13.3. Узнай Меня как Знающего поле,
Того, кто смог пребыть средь всех полей.
Познанье поля и Того, Кто знает поле -
есть истинное знанье средь людей.
13.4. Теперь услышь Моё, Арджуна, мнение,
о поле и его происхождении,
его природе, чем оно является;
о поля знатоке и о его влиянии.
13.5. Воспето знание сие разнообразно
- ведическими гимнами, провидцами;
в стихах Веданта-сутры обстоятельно,
где доказательства даны и выводы.
Комментарии к главе тринадцатой 13:1. «Поле» - материальная природа, а «познающий
поле» - Высший Пуруша; в человеке как микрокосме «поле»
- тело, а «познающий поле» - душа. «Различие между ними
прозорливый должен знать четко... Основа пракрити -
небесное творчество, также основа ее - три гуны. Надо знать:
противоположен признак "Познающего поле", зрителя
изменений природы, не причастного гунам» (Махабхарата
12:217:7–9). «Непроявленную [природу] познавая как "поле",
Он именуется "Познающим поле"; в происходящее от
непроявленной [пракрити] вступая, Он именуется "Пуруша"»
(Махабхарата 12:308:38). «Есть внутреннее “Я“ [Антаратман,
ср. 6:47] существ; Его называют “Познающим поле“. Как
превзошедшего три гуны, Его именуют Пуруша»
(Махабхарата 12:336:31).
13:2. «Размышляющие о внутреннем атмане называют
“полем“ это скопление [материальных элементов], а
“познающим поле“ называют находящуюся в сердце
сущность» (Махабхарата 12:219:41). «"Поля" - это тела; семена
- хорошее и плохое; им приобщенный атман их знает, отчего
и называется "познавшим поле"» (Махабхарата 12:353:6).
«Атман, соединившийся с гунами пракрити, называется
"познающим поле", а Запредельным Атманом называется от
них свободный» (Махабхарата 12:187:24).
13:5. Брахма-сутры («сутры о Брахмане»; они же
«Веданта-сутры» и «Шарирака-сутры») - название одного
из трех (наряду с Упанишадами и Бхагавадгитой) основных
текстов традиции веданта. Авторство приписывается
Бадараяне, которого индийская традиция отождествляет с
Вьясой. В датировке данного произведения имеется немалый
разброс: от V до II вв. до н. э. Часть исследователей считает,
что во время создания Бхагавадгиты известные нам Брахма-
сутры еще не существовали.