Диалог с Враджендра Кумаром прабху, состоявшийся ВКонтакте в группе "Вопросы Враджендре Кумару прабху" vk.com/event51373131
Дмитрий Ткач
Харе Кришна, Враджендра Кумар Прабху. Примите мои поклоны. В Щримад Бхагаватам (1.2.6) говорится о том, что, чтобы преданное служение удовлетворяло душу, оно должно иметь характер самопроизвольности (ахайтуки) и непрерывности (апратихата). На Голоке души по-определению полностью удовлетворены, ведь это план ананда-майи. Т.е. в соответствии с вышеупомянутой щлокой из Бхагаватам любовное преданное служение душ на Голоке непрерывно, т.е. не существует мига чит-калы, когда бы оно прерывалось. Почему же в ИСККОН до сих пор культивируется традиционная т.зр. на счёт зависти души Кришне как Бхагавану? Ведь миг зависти - это миг, который прерывает севананду души на Голоке. Получается традиционная т.зр. на причину прихода душ в материальный мир входит в противоречие со щлокой из Бхагаватам? Поясните этот момент, если не трудно. Заранее благодарю.
26 мар в 20:04
Вопросы Враджендре Кумару прабху
Харе Кришна!
Никаких противоречий нет. Противоречия видит только материалистичный ум, который функционирует в двойственности (либо одно, либо другое). Духовный разум без проблем примиряет все кажущиеся противоречия, потому что видит динамизм жизни.
То, что души счастливы в духовном мире, не оспаривается никем. Вопрос лишь в степени этого счастья. И эта степень зависит от нашего желания погружаться в служение. А вот желание - это и есть та самая сфера, в которой живое существо и оперирует со своей свободой выбора. А поскольку джива относится к категории таташтха-шакти (погнраничная энергия), то она может подвергаться влиянию как духовной, так и материальной энергии. Таташтха буквально означает береговая линия. Если мы понаблюдаем за ней, то мы увидим, что она подвижна, волны то захлестывают берег, то отступают. Приливы сменяются отливам, хотя в целом береговая линия остается. Не пытайтесь найти на вопрос о падении души логический ответ. Мы не все шаги в своей жизни совершаем на основе логической мотивации. Иногда мы действием на основе эмоционального импульса, когда чувства перекрывают разум. Возможно, нам захотелось имитировать Бога. Дети склонны имитировать родителей. Желания не всегда рациональны. Довольно часто огни иррациональны.
Обычно предпосылкой утверждений о том, что падение из духовного мира в принципе невозможно, является постулат о том, что душа, поглощенная служением Кришне в принципе не может отвлечься на что-то другое. В большинстве случаев так и есть. Но что за правило без исключений? И в чем тогда проявляется свобода дживы, если она не может отвлечься от преданного служения? В конце концов, в духовном мире можно находиться и без преданного служения. Ведь есть четыре вида личностного особождения, которые не связаны с активным преданным служением. В этом состоянии душа свободна, но не обязательно испытывает интенсивную прему. Возможно, что падают в этот мир именно такие дживы. Жизнь полна вероятностей. Невозможно полностью исключать никакой возможности.
Более того, важно понять, что понимается под падением. Шрила Прабхупада часто говорит о том, что душа забыла о своих отношениях с Кришной. То есть, падение равно забвению. Если мы понимаем падение именно так, то проблем нет. Например, человек может сидеть дома, но при этом настолько увлекся компьютерной игрой или событиями в интернете, что совершенно забывает о том, что он дома, т.к. он отождествляет себя с персонажем виртуальной игры. Голос его близких может вернуть его к реальности. Так же и голос Вед из духовного мира пробуждает нас к духовной реальности. И когда мы полностью просыпаемся, то это и называется «возвращением» в духовный мир. Поэтому можно сказать, что мы никуда и не падали, а просто временно забыли о Кришне и наших отношениях. Ведь когда мы возвращаемся к Кришне в духовном мире не проходит ни одного мгновенья со времени нашего отсутствия.
А вообще, ачарьи прошлого не рекомендовали нам отвлекаться на вопросы, которые пока непостижимы для нашего обусловленного сознания.
27 мар в 13:40
Дмитрий Ткач
Уважаемый Враджендра Кумар прабху.
Вы пишите: "То, что души счастливы в духовном мире, не оспаривается никем. Вопрос лишь в степени этого счастья. И эта степень зависит от нашего желания погружаться в служение."
Однако как бы то ни было духовное счастье ЛЮБОЙ степени (любой из 5 рас), в любом аспекте (айщварьи, мадхурьи и аударьи) и в любой области (Вайкунтхе, Айодхье, Двараке, Матхуре, Вриндаване, Гокуле и Навадвипе) может характеризоваться как любовь (прити, према, пранайа, мана, снеха, рага, анурага, бхава и махабхава) т.е. как чистое преданное служение, севананда, которое так или иначе находится в области паравьомы, т.е. на уровне ананда-майи. Любая из рас, в которой пребывает душа, если эта раса присуща ей по её природе, приносит душе полное удовлетворение, а значит её севананда в соответствии со щлокой 1.2.6. из Бхагаватам должна иметь характер апратихата, т.е. быть НЕПРЕРЫВНОЙ.
Вы пишите: " Мы не все шаги в своей жизни совершаем на основе логической мотивации. Иногда мы действием на основе эмоционального импульса, когда чувства перекрывают разум. Возможно, нам захотелось имитировать Бога."
О ком Вы пишите, говоря "мы"? О спящих душах, которые забыли, что любят Кришну и Радху? Но разговор идёт о бодрствующих душах, которые УЖЕ счастливы (в духовном мире же души счастливы) И ВЕЧНО ЛЮБЯТ Кришну и Радху, причём, согласно природе самого счастья (Щр.Бх.1.2.:), любят спонтанно и НЕПРЕРЫВНО, причём, что характерно, как раз-таки не на основе разума, но на основе, как Вы говорите, эмоционального импульса, т.е. не потому, что это РАЗУМНО, но потому, что иначе они просто не могут, ибо такова их дхарма, сварупа.
Вы пишите: "Обычно предпосылкой утверждений о том, что падение из духовного мира в принципе невозможно, является постулат о том, что душа, поглощенная служением Кришне в принципе не может отвлечься на что-то другое. В большинстве случаев так и есть. Но что за правило без исключений?"
Вы считаете, что правило 1.2.6. ЩБ требует исключения. Но почему Дваипайана Вьяса об этом исключении ничего не написал? Почему он не указал, что иногда всё-таки духовное счастье души в духовном мире, которое, как правило, является непрерывным, поскольку в этой непрерывности залог её вечного счастья, всё-таки иногда, в виде исключения, может прерываться на миг зависти к Богу?
Вы пишите: "И в чем тогда проявляется свобода дживы, если она не может отвлечься от преданного служения?"
Любовь души к Богу предполагает свободу выбора, но не предполагает ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ этой свободой. Где есть злоупотребление свободой выбора, там нет любви. Но разве в духовном мире есть такое место, где нет любви? Если человек пишет о свободе ОТ преданного служения, это значит, что он просто никогда не любил (даже в кармической жизни) и не знает, что это такое. К примеру, у любящей матери не может быть свободы от преданного служения своему любимому сыну. Это нонсенс. Именно поэтому, по-моему, Рамануджачарья посоветовал одному просившему его научить любви к Богу в начале пойти и кого-нибудь попытаться полюбить в материальном мире.
Вы пишите: "В конце концов, в духовном мире можно находиться и без преданного служения. Ведь есть четыре вида личностного особождения, которые не связаны с активным преданным служением. В этом состоянии душа свободна, но не обязательно испытывает интенсивную прему."
Духовный мир "соткан" из севананды. Без преданного служения (иначе, не испытывая непрерывной и спонтанной любви) находиться в духовном мире (в области паравьомы) не возможно. Вы пишите абсурд, Враджендра Кумар прабху. Действительно, плотность ананды и интенсивность севы может варьироваться в зависимости от расы и плана сознания (Вайкунтха, Голока, Навадвипа), однако даже на Вайкунтхе, не говоря уже о более высоких планах сознания, душа занята непрерывным преданным служением Богу, и если она не занята таким спонтанным (ахайтуки) и непрерывным (апратихата) преданным служением Кришне, это говорит лишь об одном: душа пребывает в сознании маха-майи.
Вы пишите: " Шрила Прабхупада часто говорит о том, что душа забыла о своих отношениях с Кришной. То есть, падение равно забвению. Если мы понимаем падение именно так, то проблем нет."
Проблема в том, что забвение душой своей любви к Кришне НЕ МОЖЕТ являться следствием её ЗАВИСТИ к Кришне как к Бхагавану. Во-первых, так сказать, с технической т.зр. такого мига в чит-кале (согласно 1.2.6. Щр.Бх.) просто не существует, а во-вторых, с т.зр. раса-таттвы, любящая душа согласно природе своего счастья не склонная злоупотреблять свободой выбора, хотя, лучше сказать, ей ОТВРАТИТЕЛЬНО это делать, как каждой истинно любящей личности. А именно на допуске зависти и строится традиционная версия, принятая GBC.
Вы пишите: "А вообще, ачарьи прошлого не рекомендовали нам отвлекаться на вопросы, которые пока непостижимы для нашего обусловленного сознания."
Честнее было бы, дорогой Враджендра Кумар прабху (ведь Вы всё-таки брахман, и простите, если это Вас обидит), если бы Вы просто написали, мол, извините, прабху, я просто не знаю ответа на этот вопрос.
28 мар в 7:11
Вопросы Враджендре Кумару прабху
Дмитрий, я не совсем понял цель вашего обращения ко мне. Судя по вашей аргументации, вы серьезно изучаете эту тему. Заранее подозревая меня в некомпетентности, вы задаете вопрос для того, чтобы опровергнуть мой ответ. В этом ваша цель?
Если да, то я конечно признаю свою полную компетентность, раз уж вы еще на совесть мне давите (вы же брахман!). Только не думаю что это принесет какое-то благо, кроме как потешит ваше эго.
Я конечно же не знаю как и почему упала душа в материальный мир. Как я могу это знать? Я просто верю словам Шрилы Прабхупады. А он по этому поводу высказывался многократно и вполне однозначно. Приводить цитаты я вам не буду, их довольно много и вы все их знаете. Но для интереса одну приведу из 16-й главы Джайва-Дхармы Бхактивинода Тхакура:
"Развлечения Господа Кришны преисполнены блаженства. ЕСЛИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДУША ДОБРОВОЛЬНО ОСТАВЛЯЕТ ЭТИ ИГРЫ и уходит в материальный мир, где ее ждут всевозможные страдания, кого еще кроме нее самой, можно в этом винить? Кришна в этом не повинен".
Из этой цитаты ясно следует, что из игр Кришны можно пасть. Как именно это происходит - это уже технический вопрос и я ранее писал, что наш пограничный статус означает, что мы можем сделать неправильный выбор и попасть под влияние майи. Поэтому нравится вам или нет, но исключения из правил вполне возможны.
Вы так же не объяснили, каков статус освобожденных джив без предангого служения (4 вида освобождения). Это придумал не я и не Джи-Би-Си. Эти четыре вида освобождения описаны у Рупы Госвами в Бхакти-Расамрита-синдху.
Просто, насколько я помню, вас неоднократно банили на Кришна.ру и вы явно находитесь не в ладах с ИСККОН. Поэтому все Джи-Би-Си у вас автоматически виноваты и т.д. Ваш типаж мне хорошо известен и позиция понятна. Но я ее не разделяю, уж извините. При этом я никак не изменяю принципу брахманической честности и говорю только то, что читал в книгах Шрилы Прабхупады и Бхактивинода Тхакура. Если бы вопрос о падении дживы был столь прост и очевиден, как вы пытаетесь представить, то не было бы никаких споров на эту тему и все бы с радостью приняли одну и однозначную версию. Увы, ачарьи приписывают этому вопросу статус непостижимости (Бхактивинод Тхакур сказал об этом в Бхактйалоке).
Поэтому вы можете либо успокоиться на этом, либо продолжать убеждать в своих взглядах кого-то другого. Мои взгляды уже сложились. Прошу меня больше по этому вопросу не беспокоить. Преданные озабочены вопросами служения и очищения, а не вопросами выращивания анартх, которые начинают расти при попытках разобраться в таких темах без должной квалификации. Об этом тоже сказал Бхактивинод Тхакур в той же Бхактйалоке.
С наилучшими пожеланиями, Враджендра Кумар дас
28 мар в 17:40
Андрей Хайдуков
Дмитрий, Прабху, если продолжится в подобном тоне обращение к проповедникам ИСККОН Кришны ради простите меня, но я вынужден буду последовать примеру администрации Кришна.ру, дабы не множить апарадхи.
28 мар в 18:01
Елена Елецкая
Уважаемые преданные, мои поклоны...Хочу сообщить, что Дмитрий Ткач не противник ИСККОН, и это ошибка считать его таковым...Его проповедь где-то может напоминать сахаджию, но по мнению некоторых старших преданных,знакомых с Дмитрием, это вовсе не так...И я считаю, что мнения у преданных не обязательно должны совпадать по некоторым вопросам. Это вовсе не говорит ни о каких апарадхах...Это говорит о том, что мы все разные и у каждого свои личные индивидуальные отношения с Богом. Например, я знаю преданных, которые не во всем согласны с уважаемым Враджендрой Кумаром Прабху, но это не мешает мне с ними общаться, любить их и сотрудничать в служении...Харе Кришна...Мои поклоны...
28 мар в 18:52
Андрей Хайдуков
Елена, Человек имеет право судить кого-то или критиковать его только находясь на одном уровне с ним или выше его.
Исходя из всего уровень прабху достаточно высок, но до уровня проповедника ИСККОН ему далеко, посему подобные слова в адрес Враджендры Кумара прабху являются ни чем иным как апарадхами и оскорблениями старшего преданного как бы они не выглядели.
28 мар в 20:55
Елена Елецкая
Андрей Прабху, мое Вам почтение...думаю, что критиковать кого-то может лишь маха-бхагавата...и то лишь с целью вдохновить на служение...Может быть манера ведения диалога Дмитрия несколько резковата, но его мотив вопроса был не столь страшен, как могло Вам показаться...Это лишь его прямолинейность..Если Враджендра Кумар Прабху и другие преданные обиделись на Дмитрия в связи с этим, я не сомневаюсь, что Дмитрий (и я также к нему присоединюсь)--мы извиняемся за свой тон и приносим поклоны преданным...Целью моего письма была попытка сгладить острые углы, чтобы не исключать возможность для сотрудничества...Я хорошо знакома с Дмитрием, он мой супруг, и он вдохновляет меня на воспевание Святых Имен..и не только меня...Всех, с кем он общается, он вдохновляет лишь на воспевание Харе Кришна маха-мантры...
28 мар в 21:45
Елена Елецкая
По поводу уровней не берусь судить ни о ком...в этом плане меня вдохновляет лекция Бхакти Тиртха Махараджа о духовной квалификации:
http://krishna.zp.ua/index.php?option=com_content&.. и действительно не стоит плодить апарадхи в отношении каких бы то ни было преданных...не отвлекаясь на оценки друг друга...Мои Вам поклоны, Прабху...Харе Кришна...
28 мар в 21:50
Андрей Хайдуков
Елена, Раньше мужчины женщин защищали, ДОЖИЛИСЬ КалиЮга
вчера в 3:25
Елена Елецкая
Андрей Прабху, мои Вам поклоны...Я не увидела тут "сражения", чтобы "защищать" Дмитрия....В моем понимании же, это - обычная беседа - каждый из нас поделился своим видением ситуации...Мне более добавить нечего, так как всё сказано Бхакти Тиртхой Махараджем в великолепной статье по вышеприведенной ссылке...и думаю, Вы со мной согласитесь, что можно уже закончить разговор, не относящийся к теме вопроса :)...Благодарю Вас за беседу...Харе Кришна...
вчера в 8:13
Дмитрий Ткач
Хари Харайа! Вся слава Щриле Прабхупаде! Уважаемый Враджендра Кумар Прабху, дорогая душа, пожалуйста, примите мои поклоны и, если сможете, простите меня, если я, быть может, непозволительно резким (хотя, скорее, крайне безапелляционным) стилем своей речи невольно обидел Вас.
Вы правы, я действительно серьёзно изучаю эту тему (причину прихода души в материальный мир), и у меня опубликовано довольно много статей на этот счёт. Однако, прошу Вас, поверьте мне, что цель моего обращения к Вам, как, кстати, и вообще ко всем бхактам, с которыми я завожу беседу на данную тему, вовсе не в том, чтобы кого-то уличить в некомпетентности, тем самым, унизив, да и вообще не в том, чтобы поспорить с оппонентом. Я вообще не люблю споры на самом деле и стараюсь их по возможности избегать.
Скажу искренне (хотя, не знаю, поверите Вы мне или нет), что цель моего обращения к Вам (как, опять же, вообще ко всем вайшнавам) - попытаться вдохновить каждого садхака взглянуть на этот насущный вопрос исключительно с позиции гаура-вани.
Что касается веры в слова Щрилы Прабхупады... Именно полное доверие к его словам и побудило меня в своё время (в 1988-м году) начать духовную практику. Действительно, Джагад-гуру высказывался по этому вопросу множество раз. Вот, что он пишет:
"... когда частица Верховной Личности Бога по недоразумению развивает в себе желание наслаждаться независимо от Кришны, она попадает в материальный мир, где начинает свой жизненный путь в качестве Брахмы и постепенно скатывается на уровень муравья и навозного червя" (ЩБ 9.24.58, комментарий).
Однако в лекции, данной им 20-го апреля 1972-го года в Токио, он говорит следующее (цитирую):
"Многие люди допытываются: «Как могло живое существо пасть в материальный мир, если оно находилось рядом с Кришной?» Ответ на этот вопрос содержится в данном стихе. Падение живого существа происходит из-за влияния материальной энергии Господа. На самом деле душа НЕ ПАДАЕТ. Приводится такой пример: когда мимо луны проплывают облака, кажется, что она движется. На самом же деле она стоит на месте. Так и душа, являясь духовной искрой Верховного Господа, НИКОГДА НЕ ПАДАЕТ. Однако она думает: «Я упала; я материальна; я — тело».
Кстати, в связи с высказанным Вами выше мнением ("Мы не все шаги в своей жизни совершаем на основе логической мотивации. Иногда мы действуем на основе эмоционального импульса, когда чувства перекрывают разум.") хотелось бы обратить Ваше внимание на один важный нюанс, о котором говорит Прабхупада:
"Падение дживы в материальный мир имеет мало общего с таким сценарием ее существования, что все произошло волей-неволей ПОД ВНЕЗАПНЫМ НАПЛЫВОМ ЧУВСТВ. Это был результат ОСОЗНАННОГО, НЕЗАВИСИМОГО И ВЗВЕШЕННОГО выбора." (ШБ. 3.32.12-15, комментарий).
Относительно статуса души, в 1972 г. в ответ на письмо преданных из Австралии Прабхупада продиктовал короткое эссе под названием "Рассуждения о вороне и кокосовом орехе". Цитирую: "Мы никогда не разлучались и не разлучаемся с Кришной." Далее: "Поэтому неправильно говорить, что мы существуем отдельно от Кришны." Далее: "Когда-то мы были с Кришной и УЧАСТВОВАЛИ В ЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯХ, ЛИЛАХ, но теперь мы в океане майи и можем оставаться здесь очень и очень долго, в течение многих циклов творения и разрушения вселенной." Далее: "Наше истинное положение быть слугой Кришны, а быть слугой Кришны значит УЧАСТВОВАТЬ в Кришна-лиле. Прямо или косвенно, но МЫ ВСЕГДА СЛУЖИМ В ЛИЛЕ Кришны. Даже во сне. Как днем невозможно скрыться от солнечного света, так и душа никогда не может покинуть Кришна-лилу."
Также Щрила Прабхупада, отвечая на вопрос Анируддхи д.д., писал ей в своём письме (Лос-Анджелес, 14.11.1968) следующее:
"Вы не являетесь вечнообусловлеными. Вы – вечноосвобожденные, но поскольку в незапамятные времена мы стали обусловленными из-за своего желания наслаждаться материалистичным образом жизни, поэтому кажется будто мы вечнообусловленные. Поскольку мы не можем проследить историю или выяснить дату, когда мы стали обусловленными, поэтому технически это называется вечной обусловленностью. В остальных смыслах живое существо на самом деле не является обусловленным. Живое существо всегда чисто."
Итак что мы можем ясно понять из этих слов Джагад-гуру?
Во-первых, что как таковая концепция "грехопадения", хотя и существует, как и вообще все энергии Господа, но является результатом действия иллюзорной энергии, Маха-майи. Это миф. Фикция. Т.е. так лишь кажется душе. Это её абхиман. Во-вторых, что душа, даже если она спит и, забыв о своей вечной и безумной любви к Божественной Чете, мнит, что её природа грубо или тонко материальна, тем самым, культивируя эгоизм, всё равно (пусть и неосознанно) участвует в Кришна-лиле. В третьих, что в сфере сознания ананда-майи, "ткань" которого состоит исключительно из севананды (премананды) и в связи с беспричинным (ахайтуки) и непрерывным (апратихата) характером последней принципиальным образом исключает миг зависти к Богу как к бхагавану, душа каким-то образом всё-таки забыла, причём, как пишет ЩП, СОЗНАТЕЛЬНО, о том, что счастье её состоит в её вечной и безумной любви к Радхарани и чистом преданном служении Кришне.
Вы, дорогая душа, также приводите цитату Бхактивиноды Тхакура (его Джайва-дхарма - чудо!) и пишите, что вопрос так называемого падения - это технический вопрос, и что "ачарьи приписывают этому вопросу статус непостижимости (Бхактивинод Тхакур сказал об этом в Бхактйалоке)".
Обычно, исходя из традиционной версии о "падении" дживы, принятой в ИСККОН согласно резолюции GBC, проповедники говорят, что причина падения дживы предельно ясна - это ее пограничное положение и ограниченность ее размеров. Пограничность положения дживы ставит ее перед выбором, а ограниченность позволяет делать (якобы в связи с завистью к Богу) неверный выбор. Однако объяснять данную ситуацию лишь с т.зр. того факта, что душа занимает пограничное положение, это значит рассматривать вопрос ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИШЬ В ФИЛОСОФСКОМ контексте, упуская контекст расы, т.е. в общем-то контекст того, что является сутью бхакти.
Да, наше положение всегда остаётся пограничным, однако изначально полностью и вечно обусловленным йога-майей ("Вы не являетесь вечнообусловлеными. Вы – вечноосвобожденные.", ЩП). В такой ситуации душе не представляется возможность сделать неверный выбор, ибо любовь, которой вечно обусловлена душа в духовном мире вечной яви (пусть даже на плане Вайкунтхи, где ткань сознания души состоит исключительно лишь из премы: пранайи, маны, снехи, раги, анураги и махабхавы там нет, где присутствует акцент на наслаждении 4-мя типами мукти в связи с Нарайной и где наличествует лишь дасья-раса), НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ свободой выбора. Иначе говоря, время СЛУЖЕНИЯ (чит-кала) души Нарайане и Лакшми даже на Вайкунтхе, не говоря уже о более концентрированных с т.зр. расы планах сознания - таких, как Голока и Навадвипа, - имеет характер непрерывности (апратихата).
Альтернатива предельно проста для понимания. Если у души есть непрерывность её севананды, значит она осознаёт себя в духовном мире паравьомы. Если же севананда души не имеет характер непрерывности, значит душа пока ещё спит и мнит себя материальной. Таким образом, очень просто понять, что если мы постулируем наличие мига зависти к Богу в потоке севананды души, значит мы с одной стороны - с т.зр. ньяйи -совершаем грубейшую логическую ошибку, а с другой - с т.зр. теологии - наносим (хотя и по недоразумению) оскорбление абсолютной природе бхакти-таттвы, принимая тот факт, что в духовном мире сат-чит-ананды возможно существовать, не обладая качествами сат-чит-ананды.
Дорогая душа. Я не знаю, в связи с чем Вы решили, что у меня есть какие-то проблемы с ИСККОН. Я соблюдаю 4-принципа, воспеваю Щри Наму, пытаюсь служить Щриле Прабхупаде, преданным, занимаюсь санкиртаной, служу в храме, забочусь о подопечных, которые сами выбрали меня в качестве наставника. Не знаю, насколько Вам понятен мой типаж, однако на самом деле прямого отношения к поднимаемому вопросу мой типаж, мне кажется, отношения не имеет.
Вернёмся к теме и зададим самый главный вопрос: если в сознании души, вечно обусловленной йога-майей, не существует мига зависти к Богу, и её севананда течёт непрерывно, в связи с какой же ДУХОВНОЙ причиной душа намеренно забывает о своей любви к Божественной Чете, о своём духовном счастье чистого преданного служения?..
На самом деле очень легко понять, что, пребывая в состоянии вечного счастья бескорыстного преданного служения Щри Радхе и Щри Кришне, душа НИ НА МИГ не хочет лишаться этого счастья. Чего же хочет душа, о чём она мечтает? Раса души спонтанным образом сгущается, и, прогрессируя, душа КАЖДЫЙ МИГ мечтает ради Гаури доставить Щьямасундаре такое удовлетворение, которое являлось бы высшим вкусом жизни Бога. А что же на самом деле является высшим вкусом жизни Бога? Это (согласно мнению Щрилы Вищванатхи Чакраварти Тхакура, которое он высказал в своей Мадхурья Кадамбини, в гл. "7-ой поток нектара") проявление карунья-щакти, в наисокровеннейшем образе своём выглядящей как олицетворение читта-видравини-акаршини-щакти или олицетворение Хары, т.е. олицетворение "Той, что растапливает Сердце Самого Хари и привлекает Его").
Душа в духовной яви мечтает доставить Господу высшее наслаждение. Господь Хари, следуя Своей внутренней природе, природе бхакти, исполняет эту сокровенную мечту души. Душа занимает свою вечную садхъя-деху в аударья-лиле Бога. Душа воплощается в мистических грёзах Маха-Вишну, спящего Щри Кришны, чтобы исполнять и свои сокровенные мечты, и сокровенные мечты Бога. Почему же душа в своём сне, который сам по себе находится в йога-нидре Бога, ЗАБЫВАЕТ о том, что она на самом деле никуда не падала, что на самом деле она пребывает в аударья-дхаме, а не в деви-дхаме Господа? Ответ очень прост. Потому что для того, чтобы душе выйти из состояния свапны или кармического сна, чтобы пробудиться в мистических грёзах Бога, ПОЧУВСТВОВАТЬ Сердцем вкус со-страдания и занять статус СНОВИДЯЩЕЙ в йога-нидре Кришны души, она должна вы-страдать разлуку с бхакти и Богом, т.е. испытать, прочувствовать, пережить, так сказать, "на своей шкуре", что такое САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, должна приобрести личный опыт самскар или духовных впечатлений самопожертвования, являющихся фундаментом милосердия, карунья-щакти Бога. Это необходимое беспамятство. И пере-живание этого беспамятства - это, своего рода, цена, которую любой душе необходимо заплатить за счастье испытывать сострадание к каждой душе - высший вкус божественной жизни.
Ради того, чтобы помогать другим приблизиться к Радхе и Кришне - от чего, кстати, душа испытывает счастье в миллионы и миллионы раз большее, чем то, которое она испытывает от собственных встреч с Божественной Четой во Врадже (Щриман Аиндра Прабху также об этом говорит), душа ЖЕРТВУЕТ своим счастьем собственных встреч с Харой и Её Лалом в Кришна-лиле, которое обеспечивается её личной ахлада-щакти. Т.е. ради хладини-щакти Радхики и её высшей меры - ануграха-щакти (энергией милосердия, доставляющей Говинде высшее наслаждение), которая полноценным образом проявляется в аударья-лиле Гауранги, душа жертвует своей ахлада-щакти, приходя в према-нама-санкиртану Радхарани.
Душе, бодрствующей в вечной духовной яви Враджа-дхамы, но в то же время сознательно приходящей в реальность Аударья-дхамы, в реальность вечных духовных грёз Бога, дабы иметь опыт СО-СТРАДАНИЯ, чтобы бы затем проявлять эти удивительнейшие (адбхута) ваданья- и карунья-щакти, энергии щедрости и милости, чем удовлетворить Кришну и Радху в полной мере, необходимо ВЫ-СТРАДАТЬ своё Тело сострадания. Можно сказать, что для такой души необходимо создать ситуацию забвения ею субъекта её алчной и вечной любовной привязанности, которую с т.зр. сварупа-сиддха-бхакти можно истолковать как ситуацию невыносимо болезненной разлуки с тем, кто сердцу приходится Абсолютной Истиной.
Посредством Махат-таттвы (внешней энергии Маха-Вишну) и создаётся соответствующая ситуация для души в области Его татастхи. Таким образом, движимая духовным инстинктом Хары душа, ввергнутая уже в области татастха в тамас (беспамятство духовной яви), испытывает сильнейшую психическую боль и, как правило, также и физическую, проходя по ходу процесса пробуждения через множество кардинальных переоценок ценностей (через множество самсар) и всё больше и больше выявляя для самой себя свои истинные приоритеты.
Чтобы со-страдать и со-болезновать тем душам, которые пока что не имеют возможности жить в сознании любви и любви вечной, а также, чтобы активно помогать им в их процессе самоосознания, необходимо иметь огромный опыт страдания и боли, которые душа накапливает по мере развития процесса боддхи. В конце концов у души формируется в реальности Аударья-дхамы ТЕЛО СОСТРАДАНИЯ (садхъя-деха), лишённое на самом деле ложного "я", т.е. не обусловленное принципом ахам-кара, тело Хары, целиком состоящее из хладини-щакти, проявляющейся согласно принципу хара-кары как нила-щакти в реальности грёз Бога), которое воспринимается обусловленными ложным эгоцентризмом душами просто как тонкое и грубое материальное тело и которое с их т.зр. якобы надо оставить, чтобы вернуться на Голоку.
Есть такая притча про рыб, которые услышали, что люди говорят, что рыбы живут в
воде. Они стали спрашивать: «А что такое вода?». И ни одна из рыб не знала, что такое вода. В конце концов они нашли старую рыбу, которая побывала на берегу и как-то вернулась в воду. И она им объяснила: "Вода это то, в чем мы живем." Они сказали: "Правда???!!! Неужели???!!!"
Очевидно, что для того, чтобы рыбе понять, что такое вода, ей необходимо было лишиться воды. Также и для души: для того, чтобы душе прочувствовать, что такое Истинная Реальность, в которой живёт душа, т.е. что такое океан Любви к Богу, которую переживает Радхарани, душе необходимо как будто бы лишиться Её, оказаться "не берегу" океана Радха-расы-судханидхи. В прямом смысле слова умопомрачительная боль разлуки с Сознанием Хары, с Абсолютной Истиной Кришны, с эмоцией Великого экстаза Хары, - вот, чего стоит Высшая мудрость Кришны. Исчерпав, т.е. выстрадав сполна эту боль в забвении мира Гауры, душа начинает ЧУВСТВОВАТЬ умонастроение Гауры и Его лилу - према-нама-санкиртану. Это диалектика.
Таким образом, исходя из знания о Гаура-таттве, как можно прокомментировать мнение Щрилы Прабхупады о том, что душа, т.е. частица Верховной Личности Бога неразумно пожелала наслаждаться вне Кришны, в связи с чем она сразу же упала в материальный мир, в котором начала свою деятельность как Брахма и постепенно деградировала до насекомого или навозного червя?..
Очевидно, что это происходит в следствии соприкосновения атмы УЖЕ В ОБЛАСТИ ТАТАСТХА с маха-таттвой, но ПРИЧИНА этого соприкосновения и причина погружения мышления дживы в область маха-майи в контексте гаура-таттвы не может быть ЗАВИСТЬЮ, во-первых с т.зр. психологии расы - потому что в мире премы такой эмоции, как зависть к Богу, которая рождает желание наслаждаться независимо от Кришны, ПРИНЦИПИАЛЬНО не существует, а во-вторых с т.зр. философии бхакти - потому что Кришна является (согласно Брахма-самхите) сарва-карана-каранам или причиной всех причин, и потому причина так называемого "падения" дживы должна находиться именно в Нем и только в Нём - в Бхагаване. Действительно, Кришна - кто? Сарва-карана-каранам. Причина всех причин. А какой высший аспект Кришны? Как говорит Щрила Вищванатха Чакрварти Тхакур в Мадхурья Кадамбини, это аспект аударьи - аспект сострадания, и Нарахари Саракара пишет, что когда Кришна всходит на вершину бхакти, Он становится Гаурой. Таким образом становится понятно, что Гаура-таттва суть причина любого явления в жизни дживы. Если душа пришла в материальный мир, если она спит, то в чём причина? Очевидно, что причина тому - Гаура-лила или спонтанное желание дживы испытать вкус рага-марга и пережить маха-бхаву. Это самоочевидная Истина, сватах-сиддха-джняна.
На любой вопрос следует отвечать, исходя из высшего смысла бытия Бхагавана. Что же является высшим смыслом бытия Бхагавана? Как мы выяснили, это любовная игра аударья-лилы Щри Щачинандана Гаура Хари, выражаемая себя в Его миссии према-нама-санкиртаны.
Надеюсь, что смог вдохновить Вас, уважаемый Враджендра Кумар прабху.
Всех благ Вам и тем, кого Вы любите.
вчера в 13:05
Дмитрий Ткач
Итак выше мы обсуждали с т.зр. гаура-вани, так сказать, глубоко философский аспект вопроса о причине прихода души в материальный мир. Теперь мне хотелось бы обратить внимание на его, так сказать, прикладное значение, потому что на самом деле этот вопрос, как и любой по настоящему духовный вопрос, имеет и сугубо ПРАКТИЧЕСКИЙ характер.
Дело в том, что, как это ни больно сознавать, но в менталитете садхак ИСККОНа нашего времени доминирует искажённая интерпретация хорошо знакомого каждому девиза Щрилы Прабхупады, а именно девиза "домой, назад к Богу". Огромное количество людей, участвующих в миссии санкиртаны и практикующих джапа-медитацию, преследуют желание уйти на Голоку и якобы там уже служить Господу в личных отношениях. Очевидно, что подоплёка этого желания сугубо эгоистична: спящая душа элементарным образом привносит в духовную практику корыстное желание мукти, желание освободиться от проблем материального сознания, думая при этом, что её преследуют проблемы материального мира, который на самом деле совершенен.
Таким образом огромное количество спящих душ культивируют нама-апарадху при воспевании Святых Имён Хары и Хари, ибо имеют намерение ИСПОЛЬЗОВАТЬ Щри Наму (которая УЖЕ является прайоджаной и садхъей - высшим смыслом и целью жизни) в своих корыстных личных интересах.
Ясное же понимание того, что мы пришли в материальный мир СОЗНАТЕЛЬНО, по своему собственному желанию, дабы испытывать высшую меру севананды, служа Гауре и Джаганнатхе в Их аударья-лиле и проявляя сострадание к пока ещё спящим душам, тем самым, служа их процессу пробуждения, распространяя Щри Наму вширь и вглубь, сразу же даёт нам представление о том, что проблема не в материальном мире, от которого нам надо якобы убежать и который с т.зр. гаура-вани является на самом деле Аударья-дхамой, но в нашем материальном уме, обусловленном эгоизмом.
По сути дела мы УЖЕ, участвуя в према-нама-санкиртане Радхарани, находимся в самом высшем в духовном смысле положении, и севананда в этом положении самая концентрированная и вкусная. И смысл не в том, чтобы за счёт воспевания Святых Имён и служения преданным уйти на Голоку, но как раз в самих воспевании Щри Намы и служении вайшнавам. Ведь об этом говорит своей Деви самый величайший вайшнав вселенной (вайшнаванам йатха щамбхух), Махадев, в Падме-пуране:
арадхананам сарвешам вишнор арадханам парам
тасмат паратарам деви тадийанам самарчанам -
"Из всех видов поклонения поклонение Господу Вишну самое высшее. Но даже выше этого - поклонение Его преданным."
Что же касается Щри Намы, то Бхактивинода Тхакур говорит в Харинама Чинтамани словами Харидас Тхакура, что (цитирую) "Святое Имя - суть".
Рад был общению с Вами, дорогая душа.
Пожалуйста, простите ещё раз, если в чём-то обидел Вас или как-то оскорбил.
вчера в 13:45
Сергей Макаров
Уважаемый Враджендра Кумар Прабху, примите мои поклоны. То, что пишет Дмитрий Ткач, мне кажется вполне разумным и я не вижу никаких противоречий с тем, что говорили ачарьи и в частности Шрила Прабхупада.
Другое дело что слова ачарьев можно трактовать и так и этак, но объяснения которые приводит Дмитрий Ткач кажутся вполне разумными и указывают лишь на его стремление вдохновлять преданных на бескорыстное служение.
вчера в 15:18
Дима Быков
Дядя Дима служит миссии ИСКОН. Распространяет книги, следует всему, о чем просил Прабхупада 16 и 4, так что не наезжайте, ни по христьянски это!
вчера в 18:12