Loading...
Error



Тимоти Лири, М. Стюарт - Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в деструктивных культах [2002, DOC]

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

dd

Стаж: 5 лет 3 месяца

Сообщений: 442

О.Святой Елены

post 27-Ноя-2012 20:13

Quote

Деструктивные психотехники.
Технологии изменения сознания в деструктивных культах


Год выпуска: 2002
Автор: Тимоти Лири, М. Стюарт
Перевод: Инна Митрофанова
Жанр: Психология, Религиоведение, Документальная литература, Эзотерика

Издательство: Экслибрис, Janus Books
ISBN: 5-901620-35-6
Формат: DOC
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 125

Эпилог: Каждый из нас несет ответственность за выбор, который он сделал. Истинный духовный рост невозможен, когда человек отказывается от права на самостоятельный выбор и от ответственности за этот выбор. Остерегайтесь людей, претендующих на знание истины в последней инстанции. Держитесь подальше от групп и мировоззрений, которые обладают монополией на знание единственного метода, позволяющего достичь состояния абсолютной просветленности. Ибо, по словам Курта Воннегута, «нет конца дьявольским проектам, которые способен разработать и создать слишком сложный мыслительный аппарат».

Притча, рассказанная Шри Кришной Премом Тимоти Лири: "Посреди болота стоял прекрасный замок. Пилигримы, искатели, воины, стремившиеся попасть в замок, тонули в трясине, потому что каждая кочка, на которую они ступали, уходила под воду. Герой и его Женщина несколько дней сидели на берегу и наблюдали. Затем Герой поднялся, взял ее за руку и шепнул: «Прыгай быстрее, чем кочки успеют пойти на дно. Все очень просто. Смелее и не останавливайся»."

Когда земля уходит у вас из-под ног, знайте, что она становится стартовой площадкой для очередного восхождения!
…Инфраструктура и маркетинговая политика «духовного» рынка сложна и продуманна, образные системы тщательно подобраны и выверены. «Духовный продукт» на любой вкус: в виде семинаров, книг, кассет, курсов. «Фишка» девяностых – НЛО и ченнелинг. Появились контактеры, владеющие каналом Христа, Вознесенных учителей, Сириуса и трансплутоновой планеты X. Доходный бизнес… За наш счет… Но не все стремятся пополнить ряды очередного «Белого Братства». И тогда в ход идут деструктивные психотехники.
…Мы, как обыватели, не знаем о существовании методов влияния на группы людей и отдельную личность. Мы не знаем о том, как сами создаем иллюзии, в которые охотно верим. Не знаем, что внутри нас всегда гнездится страх, навязанный нам извне. Не знаем, что в определенных ситуациях мы становимся очень внушаемыми. Не знаем о нашей склонности идти за харизматическими лидерами, и искать избавления от стресса в групповой сплоченности и коллективной вере. Мы не знаем о техниках модификации поведения, групповом конформизме, склонности подчиняться авторитету, когнитивном диссонансе и инстинктивно-приматологическом желании людей объединяться в группы. Мы не знаем о способах введения людей в измененные состояния сознания. Не знаем о существовании тонких технологий реформирования сознания, благодаря которым пытливым, ищущим и духовно развитым людям (и нашим детям!) могут внушать фобии и прививать зависимости. Не знаем, что, манипулируя жаждой духовности и философскими исканиями людей, их неудовлетворенностью, потерей ценностей и потребностью что-то изменить, их могут превратить в фанатиков. Многие молодые люди, бесстрашно тасующие карты состояний сознания из колоды реальностей, успели обжечься, оказавшись в узких коридорах реальностей карцерного тоталитаризма.
…Когда-то давно нас убедили, что есть Он, и чтобы справиться с неопределенностью, нам остается уповать лишь на Него. Потом нас убедили, что Путь к Нему, каким бы именем Его ни называли, становится короче, если взаимодействовать с Ним через «посредника». «Посредник» строит официальные учреждения – Церкви, принимает пожертвования, отпускает грехи, борется за численность паствы, учит чтить священные писания. «Посредник» обещает нам райскую жизнь после смерти. «Посредник» облекает себя духовной властью. Но «Посредник», взявший на себя все Его полномочия – самозванец, ибо с Ним можно общаться непосредственно. Именно Он создает все реальности и миры, факты и интерпретации, карты и модели, хаос и порядок. Именно Он, как сказал Альфред Джерри, – это кратчайшее расстояние между нулем и бесконечностью. Он – это…
Если вам очень уютно в этом мире и вас вполне устраивает ваша иллюзорная реальность, в которой вы не мучаетесь вопросами о смысле религии, истории и человеческой жизни, вам не стоит читать эту книгу.

Если вы искренне верите, что защитные механизмы и пропускные фильтры вашей нервной системы служат надежным гарантом неуязвимости ваших убеждений от влияния «духовных менеджеров», вам не стоит читать эту книгу.

Если вы верите в необусловленность вашего восприятия и в то, что ваше сознание никем не сформировано, и, следовательно, никем не может быть реформировано (пусть даже в результате применения эффективных техник психологического программирования), вам не стоит читать эту книгу.

Если вы фанатично верите, что религия, которую вы исповедуете, будь то христианство, буддизм, или суфизм – это «истинный и единственно правильный путь к спасению», а все остальные религиозные «течения» – это «ересь», для чего вам читать эту книгу?

Если вы заглушаете все возникающие у вас сомнения голосами авторитетных «учителей», наверное, вам тоже не стоит читать эту книгу.

То, о чем здесь рассказывается, кому-то может показаться кощунственной выдумкой, а кого-то удивит и обеспокоит. Но любое знание всегда сначала шокирует, будоражит, настораживает и вызывает недоверие. Людям нравится находить подтверждения их заранее установленным (и предубежденным) представлениям. Кроме того, человеческой природе свойственно заниматься «психологическим приписыванием». Мы постоянно выискиваем информацию, которая подтверждает наше предвзятое мнение. Увы, несмотря на протяженность, объемы и пропускную способность современной информационной сети, в целом мы еще очень неграмотны в области человеческой психологии и нейрологии.

Мы как обыватели не знаем о существовании методов влияния на группы людей и отдельную личность. Мы не знаем о том, как сами создаем иллюзии, в которые охотно верим. Не знаем, что внутри нас всегда гнездится страх, навязанный нам извне. Не знаем, что в определенных ситуациях мы становимся очень внушаемыми. Не знаем о нашей склонности идти за харизматическими лидерами и искать избавления от стресса в групповой сплоченности и коллективной вере. Не знаем и о таких приемах религиозного или идеологического оболванивания масс и отдельных личностей, как блеф, дезинформация, утаивание и фальсификации. Мы не знаем о техниках модификации поведения, групповом конформизме, склонности подчиняться авторитету, когнитивном диссонансе и инстинктивном желании людей объединяться в группы. Мы не знаем о способах введения людей в измененные состояния сознания. Не знаем о существовании тонких технологий реформирования сознания, благодаря которым пытливым, ищущим и духовно развитым людям (и нашим детям!) могут внушать фобии и прививать зависимости. Не знаем, что, манипулируя жаждой духовности и философскими исканиями людей, их неудовлетворенностью, потерей ценностей и потребностью что-то изменить, их могут превратить в фанатиков. Многие молодые люди, бесстрашно тасующие карты состояний сознания из колоды реальностей, успели обжечься, оказавшись в узких коридорах реальностей карцерного тоталитаризма.

Но зачастую мы не только не знаем, но даже не догадываемся, что каждый из нас – нейрогенетический робот. Мы – пленники наших представлений, нашей морали, системы ценностей, научных парадигм и массовых иллюзий.

Как известно, знание – это сила. Вряд ли эта книга вас упокоит утешит, все объяснит и не оставит вопросов. Предупредит – да. Вооружит – да. Возможно, вы задумаетесь о том, что однозначных ответов на главные философские вопросы нет и быть не может; что приемлемость разных ответов, которые даются церковью, государством, сектой, культурной средой или армией, зависит от туннеля реальности, которым обусловлено ваше относительное сознание. И значит, остается единственный путь – расширить это сознание, избавляясь от его обусловленности, или, следуя совету поэта и ясновидящего Уильяма Блейка «создавать собственную систему видения мира, чтобы не стать рабом чужих систем».

Изречение даосского учителя о том, что мы не сможем ни к чему прийти, потому что нам только кажется, будто мы куда-то идем, непременно заставит искателя Пути задуматься: если мы никуда не идем, как тогда мы оказались здесь и сейчас? Чтобы раздвинуть горизонты нейрологического пространства, трансцендировать пространство и время, понять, что каждый из нас – Звезда, и найти ответы на мучительные вопросы: Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Зачем живем? Почему умираем? Неужели после смерти ничего нет? Какова цель нашего прихода сюда? Что я могу сделать в этой жизни? (а ведь именно поиск однозначных ответов на эти вопросы заводит людей в церкви, секты и культовые школы) мы должны быть не просто информированными и эрудированными людьми. Мы должны развивать разум, расширять наше сознание и… эволюционировать к бессмертию.

Еще в 1944 году Эйнштейн разработал тест на интеллектуальное развитие, который со временем был усовершенствован Ф. М. Исфэндайри. Чем умнее вид или отдельный человек, тем шире сфера его компетентности, тем быстрее и точнее происходит прием, обработка и передача информации. Люди умнее других млекопитающих, потому что научились принимать, запоминать, упорядочивать и передавать при помощи символов и артефактов колоссальный диапазон энергий. Отвечая на вопросы теста Эйнштейна-Исфэндайри о том, как развивать разум, психолог Тимоти Лири пишет, что нужно «постоянно расширять пределы, источники и интенсивность получаемой информации. Постоянно пересматривать и перерабатывать личные карты реальности и метафоры реальности других людей по мере поступления новой информации, и искать новые метафоры для оценки событий в настоящем. Как можно больше времени проводить с людьми, которые умнее вас, либо побуждают вас становиться умнее».

Расширение сознания – это способность воспринимать новую информацию. Одним ич главных факторов, побудивших отказаться от старой системы Евклида-Ньютона в пользу новой научной парадигмы Эйнштейна-Планка, стал принцип неопределенности Гейзенберга.

Казалось, этот принцип лишал всякой надежды на объективность исследования. Первой реакцией на авторитетное мнение Гейзенберга стало философское уныние и ощущение тщетности всех научных исследований. «Увы», – застонали ньютонианцы, – «нам никогда не суждено узнать, как устроена божественная Природа, поскольку сам акт исследования изменяет характер явлений».

Сейчас мы как разумный вид достаточно повзрослели и понимаем, что принцип неопределенности – это принцип нейрологической определенности. Все, что мы видим и знаем, – это одна из функций разума в действии, которая занимается отображением нашей реальности, то есть отображением способа, которым мы программируем наши мозги. Давайте возьмем на себя всю ответственность за познание. Ведь даже на данной стадии нашей генетической эволюции мы способны ответственно определять, конструировать и создавать новые реальности для жизни!

Беспомощность от невозможности принять и прочувствовать новые парадигмы науки должны были кануть в лету еще в девятнадцатом веке. Сегодня мы уже почти смирились с мыслью, что фундаментальной реальности не существует, а лучшим на сегодняшний день объяснением всех загадок Вселенной служат теории нелокального взаимодействия, множественных реальностей и нелинейная логика. Так что давайте привыкать к понятию неоднозначности и к тому, что на каждый вопрос, включая вопросы Высшей силе, пути спасения и о том, кто запустил механизм Вселенной в действие, можно дать множество ответов, и каждый из них будет в чем-то правильным!

Да, соприкосновение с реальностью всегда становится причиной страданий и стресса. Но любая реальность неотделима от сознания, и поэтому любая реальность – это лишь модель реальности, а все Боги этой реальности – лишь модели несовершенного человеческого представления о непостижимом. Все эти метафоры и карты реальности, включая модели Бога, отражают нынешнюю стадию эволюции человеческого мозга, и никак не может претендовать на истинность, не говоря уже о том, что реальность как продукт нашего сознания может вообще быть сплошном иллюзией. Или же нами самими! Ведь, как сказал японский Mастер дзэн, «У обратной стороны всегда есть обратная сторона».

Притча о пяти гусеницах и бабочке

Находясь на пороге собственного метаморфоза, гусеницы впервые увидели бабочку.

Гусеница-ортодоксальный консерватор фыркнула: «Это незаконно и аморально. Надо арестовать эту безответственную особу и посадить ее в клетку. Пусть ползает по земле, как все мы».

Гусеница-технолог тяжело вздохнула и с горечью проронила: «Мне никогда не стать одной из них».

Гусеница-прогрессивный либерал риторически воскликнула: «Как смеет это легкомысленное создание свободно летать, когда у бабочек в Бангладеш нет цветных телевизоров, а бабочки Эфиопии голодают?»

Гусеница-буддистка высокомерно протянула «ОМ» и отрешенно заметила: «Чтобы летать, мне не нужны крылья. Стоит мне сесть в позу лотоса, и я улечу в астрал».

А гусеница-христианка перекрестилась и укоризненно пробормотала: «Если бы Господу было угодно, чтобы гусеницы летали, он дал бы нам крылья».

Т. Лири, «Нейрополитика».

Путешествие самопознания обычно показывает, что все наши убеждения – это фильтры, ограничивающие более глубокое понимание. Как сказал доктор медицинских и философских наук нейропсихолог Роджер Уолш, сознаем мы это или не осознаем, все мы движемся к выходу из туннеля убеждений и веры. Но остается вопрос, насколько реален этот мир.

Добро пожаловать в реальный мир?!
Оглавление
Предупреждение:
Часть I. «Путь», деструктивные секты и харизматические группы»
Глава 1. О чем пойдет разговор
Глава 2. Об искателях Пути, Истины и Высшей реальности
Глава 3. Что такое харизматическая группа
Глава 4. Что такое деструктивная секта
Глава 5. Не только религия
Глава 6. Ловцы душ
Глава 7. Почему люди вступают в секты? Немного об этологии и социобиологии
Глава 8. Наши иллюзии о человеческой разумности, неуязвимости и немного о мифотворчестве человеческого биокомпьютера
Часть II. Основные принципы социальной психологии и групповой динамики: силы, действующие в харизматических группах
Глава 9. Коллективные убеждения
Глава 10. Групповая сплоченность
Глава 11. Альтернативные состояния сознания. Гипноз и внушение
Глава 12. Как формируется общественное мнение. Электронное духовенство
Часть III. Феномен деструктивных сект и психологические основы изменения туннеля реальности человека
Глава 13. Как устанавливается психологический контроль и формируется «личное» и «групповое» мнение
1. Контроль поведения
2. Контроль мыслей
3. Эмоциональный контроль
4. Информационный контроль
Глава 14. Технология реформирования сознания
Глава 15. Три этапа установления психологического контроля
Этап первый: Размораживание
Этап второй: Замена
Этап третий: Замораживание
Глава 16. Негативное программирование подсознания членов сект. Раздвоение личности
Глава 17. Как промываются мозги
Глава 18. Нейрологические основы промывания мозгов
Глава 19. Несколько слов о пузырях реальности в армии, тюрьме и секте
Глава 20. Жизнь в секте
Доктрина – это реальность
Черно-белая реальность: Добро против Зла
Представление об избранности
Доминирование групповой воли над индивидуальной
Строгое повиновение и подражание лидеру
Счастье в исполнении миссии
Манипулирование виной и страхом
Манипулирование эмоциями
Изменение ориентации во времени
Безысходность
Глава 21. Нейрополитика страха и бесстрашия: неожиданная встреча с Чарльзом Мэнсоном [11]
Глава 22. Рассказ бывшего члена секты
Глава 23. Трансцендентальная медитация, Нитирен-сю, «Обитель истины», «Интернациональный Путь»
Часть IV. Приемы защиты от деструктивного программирования
Глава 24. Немного о способах вербовки
Глава 25. С чего должно начинаться знакомство с любой харизматической группой и как распознать деструктивную секту
а) Кто лидер?
б) Доктрина
в) Рядовые члены группы
Глава 26. Приемы психологического самбо
Часть V. Технология освобождения от психологического контроля
Глава 27. Ключи от ларца сознания
Глава 28. Психологические проблемы бывших членов сект. Стратегии восстановления
Глава 29. Проблема зависимости и свободного выбора туннеля реальности
Эпилог
I
II
Profile PM

dd

Стаж: 5 лет 3 месяца

Сообщений: 442

О.Святой Елены

post 27-Ноя-2012 20:50 (спустя 36 минут)

Quote

В книгу вошли выдержки из книги Тимоти Лири "Нейрополитика страха и бесстрашия".

Предлагаю ознакомиться более подробно http://goloka.org.ua/viewtopic.php?p=41813#41813


Тимоти ЛИРИ: Включись. Настройся. Улетай!

Елена ТРАВИНА

Через месяц после смерти Тимоти Лири его друг получил неожиданный e-mail: "Роберт, как дела? Приветствую тебя с другого берега... Здесь не совсем так, как я рассчитывал... Очень мило, но собралась большая тусовка... Надеюсь, у тебя все в порядке. С любовью, Тимоти". Лири, наконец, попал в те сферы, куда улетал при жизни более трехсот раз на ЛСД-сессиях.

Тимоти Лири, признанный гуру психоделической революции, был личностью пассионарной, если пользоваться классификацией Льва Гумилева. Его легко представить бросающим чернильницей в дьявола, плывущим на "Мэйфлауэр" к неведомым берегам или поднимающим знамя на баррикаде.

Но к 60-м гг. ХХ века чернильницы исчезли, в ходу оказались "вечные перья" (а чуть позже и вовсе шариковые ручки). Пассажирские суда стали использовать на потребу богатой публике в качестве круизных. Баррикады во время студенческих бунтов сооружала теоретически слабо подкованная "зеленая молодежь", ищущая лишь выхода сексуальной энергии.

Но все же целое поколение людей начало ощущать, что мир, в котором они живут, - не настоящий. То, что их отцы называли жизнью, на самом деле являлось безрадостным существованием в целлулоидном муравейнике с кондиционером.

Впрочем, среди "отцов" все же встречались некоторые особи, которых стоило послушать. Вот, например, этот сорокалетний старик Лири, который появлялся на концертах рок-групп Grateful Dead или Jefferson Airplane весь в белых одеждах и приглашал к "улету". Классный парень!

Призвание - военный капеллан?

Классный парень Тимоти Лири родился в США в 1920 г. в семье потомков ирландских иммигрантов. Со стороны матери, это были ревностные католики, считавшие грехом любое проявление веселья. Со стороны отца - гедонисты, любители земных утех, не скрывавшие этой своей слабости, не подобающей католикам. Похоже, всю свою жизнь Лири пытался соединить две противоречащие друг другу интенции. И, наконец, соединил.
До девятнадцати лет Лири учился в иезуитском колледже, готовясь стать священником. За годы обучения он почувствовал стойкую неприязнь к ортодоксальной религии, взбунтовался против материнского выбора и покинул колледж. Затем поступил по совету отца в Военную академию в Вест-Пойнте, где продержался восемнадцать месяцев, проводя время, в основном, на гауптвахте.

В двадцать лет Лири принял самостоятельное решение и поступил на факультет психологии в университет штата Алабама. Здесь учиться ему понравилось, но, несмотря на круглые пятерки, он вскоре был отчислен. С желающими переночевать в женском общежитии здесь обходились строго. Правда, вскоре ему все же удалось восстановиться и через некоторое время получить докторскую степень.
После Второй мировой войны психология, как чуть раньше социология, была провозглашена наукой наук. Казалось, она всемогуща. На каждый случай жизни существовали опросники, и, ответив на вопросов этак двести, любой человек мог узнать о себе все. Он теперь был классифицирован, систематизирован, определен.

До сих пор в ходу Интерперсональный опросник Лири, выявляющий доминирующий тип межличностных отношений. Ведь насколько легче становится жить, если ты узнаешь, что принадлежишь к независимо-доминирующему или хотя бы прямолинейно-агрессивному типу. Ну а если ты зависимо-послушный или покорно-застенчивый, то пиши пропало, карьера закрыта навсегда. Сколько судеб сломали эти опросники, пытавшиеся вместить целую вселенную - человека - в несколько листков бумаги.
Лири добился своего успеха во время расцвета психологических школ. Одновременно с ним работали Роджерс и Маслоу - лидеры гуманистической философии, а также Эрик Берн - основатель теории коммуникативных игр и транзактного анализа. В такой команде выделиться было чрезвычайно трудно. Легенда, поддержанная самим Лири, состояла в том, что он бросал в толпу собратьев-психологов гениальную идею, а затем кто-то ее подхватывал и становился знаменит.

Причем не только в психологии. Фанаты Лири считают, что знаменитую песню Come Together написал именно их гуру, а битловская версия представляет собой лишь вольное переложение мелодии и слов.
Российскому читателю это может напомнить бессмертную фразу Хлестакова о том, что "...в один вечер, кажется, все написал..." Впрочем, мы должны сделать скидку на отцовские гены, которые запрещали Лири быть похожим на других. Опросник при известном трудолюбии могли составить многие. Но необходимо было кое-что покруче, например, слава. К ней могли привести нереализованные таланты проповедника и стратега. И вот Лири начал собирать свою общину, то есть армию.

Самый свободный человек в Америке

Но зову трубы предшествовал глубокий психологический кризис. В университете Лири получил подготовку как психоаналитик, десять лет работал практическим психологом в госпитале при фонде Кайзера в Окленде. Преподавал в Калифорнийской медицинской школе в Сан-Франциско. Однако к 1955 г. он понял, что традиционные методы психотерапии не работают. Только треть его пациентов чувствовали улучшение после проведенного лечения.

С точки зрения профессионала, результат этот, надо заметить, неплохой, но для Лири - ничтожный. Ведь он должен был спасти все человечество.
Он уехал в Испанию, потом вернулся в США и начал работать в Гарварде. А потом в Мексике попробовал священных грибов. Так Лири совершил свое первое психоделическое путешествие, впоследствии описанное знаменитым Карлосом Кастанедой. "Я вдруг ощутил, что красота и ужас, прошлое и будущее, бог и дьявол, находятся за пределами моего сознания. Но внутри меня. За четыре часа я больше узнал о работе человеческого разума, чем за пятнадцать лет профессиональной практики".

Лири понял, что открыл для западной цивилизации мощнейшее орудие воздействия на психику. Шаманы древних цивилизаций, то есть избранные, впадали в измененные состояния сознания, совершали путешествия по иным мирам. Вернувшись, они прорицали, вызывая благоговение и ужас у соплеменников.
Теперь таким шаманом мог стать каждый. Благодаря успехам современной химии, достаточно было принять дозу синтезированного эквивалента природного галлюциногена - и "улететь".

В заинтересованных кругах было нетрудно достать псилобицин и мескалин - синтетические аналоги грибов. Но в тысячи раз сильнее их оказался ЛСД. Он был почти случайно синтезирован на рубеже 30-40-х годов сотрудником швейцарской фармацевтической корпорации "Сандоз" как средство от мигрени. Его можно было купить по рецепту в любой аптеке.
С этим средством велась большая исследовательская работа. При помощи ЛСД были получены значительные результаты в лечении неврозов и алкоголизма. ЦРУ осуществляло засекреченные исследования галлюциногенов в плане их воздействия на боеспособность войск противника.

Но Лири это все не интересовало. Перед ним открылся целый мир, который он мог продемонстрировать жаждущим. Всего лишь одна доза галлюциногена - и человек свободен от отупляющей обыденности, родительских запретов и навязанных представлений.
В среде богемы сразу стали немодными давно испытанные морфий и кокаин. Новые галлюциногены давали столь яркие картины и переживания, что не шли ни в какое сравнение со старыми. Но переживания не были, по мысли Лири, самоцелью. Они открывали человеку, совершающему психоделическое путешествие, совершенно другой мир.

Тимоти Лири и его друг Ричард Олперт возглавили "Гарвардскую программу научных исследований психоделических веществ". Термин "психоделический" был придуман тогда же, и его можно перевести как "расширяющий сознание". В основе программы лежало представление о том, что наш мир - не более чем социальная фикция. Истинный же мир открывается в процессе приема психоделика. Наиболее яркой иллюстрацией постулата об истинном и не истинном мире для современного человека может служить фильм "Матрица".

В рамках гарвардской программы проводилась работа с добровольцами из числа заключенных. 90( из них говорили о серьезной переоценке ценностей, происходящей после "лечения". Впоследствии они смогли вернуться к нормальной жизни и не совершать повторных преступлений. Это уже были серьезные проценты, а не какая-то жалкая треть на прошлой работе.

Лири стал почти свободен. Он занимался любимым делом, нес людям благую весть о существовании нового мира и освобождение от фиктивных ценностей цивилизации. Не хватало только одного - мученичества. Терновый венец не заставил себя долго ждать.

Самый опасный человек в Америке

К 1963 г. деятельностью Лири заинтересовалось Бюро по борьбе с наркотиками. Исследовательская программа была свернута, Лири и Олперт уволены из Гарварда. Они продолжают проведение психоделических сессий на частные пожертвования, но кольцо вокруг экспериментаторов все более сужается. Ученых выгоняют из исследовательского центра, находящегося в Мексике, устраивают облаву в поместье их приверженца. Лири протестует, заявляя о том, что психоделики не имеют отношения к наркотикам, так как не обладают эффектом привыкания. Но все тщетно.

В 1966 г. Америка начинает войну во Вьетнаме, и становится совсем не до шуток. Правительству были нужны бравые солдаты, а не пребывающие в иных мирах хиппи. ЛСД оказался приравнен к наркотикам, и сразу несколько штатов приняли законы, запрещающие его производство, хранение, распространение и употребление. Исследования психоделиков повсеместно были свернуты.

Существует версия, что Лири предложили покровительство спецслужб, под крылышком которых можно было бы продолжать исследование в интересах правительства США. Лири отказался, и вскоре после этого один за другим стали следовать аресты за хранение наркотиков. Похоже, иногда их просто примитивным образом подбрасывали. Последним барьером на пути за решетку был залог в $ 5 млн., после чего залоги брать перестали. Лири оказался приговорен к тюремному заключению.

В 1970 г., за месяц до своего пятидесятилетия, Лири бежал из калифорнийской тюрьмы, спустившись по канату с пятидесятифутовой тюремной стены. Затем его следы обнаружились в Алжире, где он не поладил с главой "Черных пантер" Кливером. Оттуда его путь лежал в Швейцарию, где Лири ненадолго получил политическое убежище и встретился с ученым, синтезировавшим ЛСД. Через год в Кабуле его все же арестовали агенты американских спецслужб и препроводили обратно в тюрьму (там, кстати, ему пришлось отвечать на вопросы своего собственного теста). "Самый опасный человек в Америке", как отозвался о нем президент Никсон, оказался надежно изолирован от общества.

Но это не имело ни малейшего значения для миллионов его поклонников. Ведь к тому времени Лири превратился из ученого-исследователя в гуру и мессию, в вождя и политического деятеля. В 1969 г. он даже баллотировался на пост губернатора Калифорнии. По совету имиджмейкеров, появилась знаменитая "улыбка Лири". В ответ на потоки негативной информации об ЛСД, Лири должен был демонстрировать непоколебимую уверенность в собственных возможностях и силах.

Целое поколение, отрекшееся от своих лживых отцов, жаждало увидеть настоящего отца, который бы вывел их в новый, настоящий мир. Справедливый, свободный, без запретов и установлений, полный любви и радости. Мир экстаза, чувственного раскрытия, просветления и единения с природой.

Я - это вы

По результатам исследований, Лири сформулировал два основных принципа психоделических путешествий: установки и обстановки. На результат психоделической сессии оказывают влияние психологический настрой и комфортная атмосфера. Кроме того, рядом с учеником всегда должен находиться его учитель. Причем тот не наблюдает отстраненно за процессом. Они вместе принимают препарат и вместе отправляются в путешествие.

Девизом основанной Лири Лиги духовных открытий (сокращенно по-английски - LSD) стал призыв "Включись, настройся, улетай!". Имелось в виду включение нейральных и генетических задатков, настройка на взаимодействие с окружающим миром и улет в истинную реальность. Масса, как всегда, все опошлила и спешила улетать без всякого включения и должной настройки.

Куда надо было улетать? Лири опирался на теорию, согласно которой сознание состоит из семи различных уровней. Первые два - сон и ступор - подвластны снотворным и алкоголю. Третьим является наше обыденное сознание, существующее в так называемой реальности. Это и есть тот самый целлулоидный мир с государственной политикой, патриотизмом, деньгами, вещами, семьей и могильным холмиком, над которым льют крокодиловы слезы "безутешные" родственники.

Четвертый и пятый - это соматический и чувственный уровни, которых можно достичь, выключив привычные стереотипы и выкурив косячок с травкой. Шестой, клеточный уровень, достигается приемом психоделиков. На седьмой, доклеточный, попадают избранные путешественники, которые никогда уже не смогут забыть видение "чистого света" и "танец чистой энергии".

Ключ к каждому уровню свой, единственно подходящий. Так, на шестой уровень невозможно попасть, даже выпив ведро водки. К этому замку подходит только психоделический ключ. Получается, что психоделики оказываются для человека единственным способом понять свою роль запрограммированного автомата в реальном мире и единственной возможностью вырваться из этого мира. Альтернативный способ предлагал Шри Ауробиндо. Но его медитации основывались на национальной индийской культуре, тогда как психоделики Лири обладают универсальностью.

Они не приукрашивают реальность, они показывают ее истинную сущность. В этом смысле впечатляли грандиозные планы Лири, в которых психоделики должны были стать частью всемирной культуры. Он мечтал о том времени, когда "лет через двадцать все общественные институты будут преобразованы в соответствии с прозрениями, почерпнутыми из опыта расширения сознания". И поскольку в этом состоянии является истина, то человечество войдет в эру мира, благоденствия и всеобщей любви.
Только там человек сможет ответить на вопрос: "Кто я?" Для этого, по мысли Лири, человек должен покинуть бутафорский павильон телестудии, который выстроен специальными институтами, в соответствии с общественными и психологическими критериями нормальности. Ведь "я" существует на каждом уровне энергии и на каждом уровне сознания. "Кто я? Я - это вы".

И вечный бой...

Картина, которую рисует Лири, - противостояние мира истинного миру фиктивному - во многом соответствует взглядам манихейской ереси, известной с первых веков христианства. Мани проповедовал в Персии, Средней Азии и Индии в III веке н.э. о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Мысль и тогда была не нова, именно в этом регионе сохранял силу зороастризм, основанный на удвоении мира.

Деление на "плохой - хороший", "свой - чужой", "наш - не наш" всегда приходит к человеку и человечеству в трудные минуты или годы. Так возникли христианство с Градом земным и Градом небесным, марксизм с капиталистами и пролетариями. Любой тоталитарный строй стоит на зыбкой почве жалости и ненависти к недочеловекам. Хотя и в смягченной форме, шестидесятые годы вещали о том же.

Взбунтовавшееся поколение "детей" выдвинуло обвинения против "отцов" в следовании ложным ценностям и конформизме. Покончить с этим фиктивным миром могли сексуальная революция, пацифизм, рок, профсоюзы, система воспитания детей по доктору Споку, феминизм и наркотики. Хиппи облюбовывали жаркий климат Калифорнийского побережья или целыми общинами уезжали на острова южных морей. Там их ожидало единение с природой.

Картину такого безоблачного счастья нарисовал Олдос Хаксли в своем романе "Остров", этой новой Библии поколения хиппи. Остров Пала - своеобразная Утопия ХХ века, где соединились рационализм Европы и жизнь в гармонии с природой Азии. Паланезийцы, счастливые и нагие, живут себе под тропическим солнцем, не придавая значения экзистенциальным проблемам старушки Европы. "Здесь и сейчас" - их девиз.
Весь образ их жизни держится на приеме местного психоделика - мокша-препарата, который открывает истинное "я" человека. Паланезийцы называют его также проявителем реальности, пилюлей красоты и истины. Человеческий мозг для них не более чем транслятор надчеловеческого сознания. А мокша-препарат "открывает что-то вроде протока, через который Сознание (с большой буквы) в большем объеме притекает в сознание (с маленькой)".

Лири очень высоко ценил Хаксли и познакомился с ним незадолго до смерти писателя. Другим автором, оказавшим на него колоссальное влияние, стал Герман Гессе. Известно наставление Лири о том, что "...перед употреблением ЛСД ты должен почитать "Сиддхартху" и "Степного волка"". Так Гессе стал культовой фигурой психоделической революции.

Возникло удивительное непонимание, ибо целое поколение увидело в Гессе совсем не того, кем он был на самом деле. "Путь в себя" не означал для Гессе бегство от мира. Он также не принимал и коллективизм в любой его форме, считая вслед за своим вдохновителем, психологом Карлом-Густавом Юнгом, что путь самопознания каждый человек проходит в одиночестве. Главным в романах Гессе для "детей цветов" были яркие картины внутренних переживаний героев, но не путь, которым они шли к этим переживаниям, и не цель движения.

Несмотря на декларируемую любовь к свободе, Лири был столь же тоталитарен, как и его более кровавые предшественники. Алгоритм известен: удвоение мира на плохой и хороший, присваивание себе права на абсолютную истину, призывы к изменению жизни общества. Но изменять целенаправленно его последователи не были способны в силу специфики образа жизни. Несмотря на призывы Лири, касающиеся обязательного возврата из психоделического путешествия, все большему количеству путешествующих возвращаться не хотелось. Многие так и остались жить на шестом уровне сознания.
Но все же они изменили мир. Изменили самим фактом своего существования. Люди, принадлежавшие к поколению шестидесятых, повзрослели, но мир остался для них по-прежнему черно-белым. Об этом знаменитые "Звездные войны" Лукаса.

Лири предложил для мира шестидесятых путь простой, но невыполнимый. Вместе, как говорил персонаж одной детской сказки, только гриппом болеют. Поэтому якобы простой путь самопознания привел к паранойе "Звездных войн" и "Матрицы".
Был другой путь, более сложный, но в принципе выполнимый. И по этому пути нельзя было идти стройными рядами. Только в одиночку. По нему шел, например, Станислав Гроф. У них с Лири было много общего. Гроф тоже занимался исследованием психоделиков - сначала в Чехословакии, а затем в США. Но он остался, скорее, кабинетным ученым, хотя и популяризировавшим результаты своих исследований. Когда психоделики были запрещены, Гроф стал проводить аналогичные исследования с глубоким дыханием, поскольку перенасыщение крови кислородом также приводит к измененным состояниям сознания.
Лири и Гроф исследовали одно и то же явление, но с учетом разных посылок. Лири - с точки зрения удвоения мира; Гроф - с точки зрения его целостности. Поэтому человек у Грофа не случаен в этом мире, он - любимый сын, а не пасынок. Поэтому ему не свойственна борьба. И в ответе он лишь за себя самого

Уставший киборг

Лири был досрочно освобожден из тюрьмы в 1976 г. Считается, что он пошел на сделку с властями и "сдал" своих приятелей. Восемь лет он был не у дел, но после 1984 г. мир снова услышал о Тимоти Лири. Он стал фанатом и проповедником надвигающейся компьютерной эры, знаменем движения киберпанков.

Лири считал, что компьютеры в скором времени изменят не только характер межличностного общения, но и самого человека. Произойдет биомеханический синтез человека и компьютера. Он весьма точно уловил тонкую связь между прошлыми исследованиями галлюциногенов и информационной революцией настоящего, назвав компьютер наркотиком сегодняшнего дня.

Его интересовали моделируемые реальности, которые все почему-то называют виртуальными, хотя на самом деле они вполне реальны. К ним надо найти свой собственный ключ и "улететь". Особое внимание Лири уделял Интернету как месту, в котором сходятся разные миры, потому что каждый посетитель всемирной паутины является представителем своей собственной реальности.

В 1995 г. врачи поставили Лири смертельный диагноз. Он с небывалым энтузиазмом начал разрабатывать идею умирания как главного путешествия каждого человека. Он записывал свои ощущения, мысли, переживания, как записывал их когда-то раньше, принимая психоделики. Эти записки должны были стать всеобщим достоянием. Перед самым концом Лири собирался принять психоделик и выйти в Интернет с последними словами. Его всегда интересовало состояние "бардо" - между жизнью и смертью.
Потом была последняя фраза: "А почему бы и нет?", которую он много раз повторил на разные лады. А через месяц пришел e-mail.
Profile PM
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 16-Дек 17:00

Часовой пояс: GMT - 2



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы


Добро пожаловать на наш трекер, который станет для вас незаменимым пособием по йоге, медитации и источником полезных советов на каждый день в разных жизненных ситуациях. Оставайтесь с нами, приглашайте друзей, делитесь ссылками на понравившиеся вам материалы. С уважением, Администрация сайта goloka.org.ua.

Традиционно, разные школы базируются на двух фундаментальных вопросах: 1) что есть мир, и 2) что\кто есть Я, иными словами чем есть всё то, что воспринимается, и кем есть тот, кто всё это воспринимает. Казалось бы уже у каждого есть ответы на данные вопросы, и потому они более не задаются. Йога базируется на том, что положенные в основу жизнедеятельности (жизни\бытия + деятельности) неверные ответы, на упомянутые выше вопросы, приводят к страданиям, впрочем верно и обратное – утвердившись в истине, достигается состояние противоположное страданиям (порой именуемое противоположным берегом сансары). ). С точки зрения теории - всё достаточно легко, а с точки зрения практики - не всё так просто (ответы, и всё что базировалось на них, повторялось длительное время, и как следствие обладают устойчивой тенденцией к дальнейшему повторению, которое ведет к дальнейшему страданию - теория не прекращает повторения всего того, что повторялось, но указывает на то, что должно прекратить повторяться. В свою очередь, администрация желает вам успехов в практике, которой мало кому хочется заниматься, в результате чего достигается только состояние 1) я знал как должно, 2) но делал как обычно, и 3) получил результат именно из второго пункта, искренне рассчитывая на результат из первого пункта :)

Великие изречения ведических писаний, которые указывают на суть:

1. Прагьянам брахма — «сознание есть Брахман» («Айтарея-упанишада» 3.3 «Ригведы»)
2. Аям атма брахма — «атман есть Брахман» («Мандукья-упанишад» 1.2 «Атхарваведы»)
3. Тат твам аси — «то ты еси» («Чхандогья-упанишада» 6.8.7 «Самаведы»)
4. Ахам брахмасми — «Я есмь Брахман» («Брихадараньяка-упанишада» 1.4.10 «Яджурведы»)