ОТСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ РУЧИ По мере того, как гуру видит чистоту наклонностей в сердце ученика, тот раскрывает свой вкус к расе, чтобы помочь духовному учителю. Пока не выделены чистые естественные склонности и вкусы расы, наставления гуру на эту тему не будут ясны. Ручи, т.е. вкус - это естественная склонность, порождаемая сгущением сукрити, т.е. благочестия, - будь то прошлого или нынешнего.
Не привлекающиеся шрингара-расой, а предпочитающие дасйу или сакхйу, должны получать соответствующие наставления по поводу этих отношений, чтобы обрести плод своей преданности; иначе они вернутся к анартхам. Великая душа Шйамананда вначале не знал своей siddhi- ручи, т.е. вечной духовной расы и был вынужден принять- sakhya-rasa, т.е. братскую расу. Но позднее, по милости Дживы Госвами, он получил право совершать бхаджану в своей истинной ручи(духовной склонности). Это общеизвестно.
О, Господь Чаитанйа! Последователи твоего учения на эту тему превыше всего ставят духовную проницательность и годность.
У садхаки есть свой собственный sva-ручи, т.е. естественный вкус в качестве гопи. Другие ручи (например, принятие супруга) ошибочно присоединяются к sva-ручи до того, как садхака в конечном итоге проникнется истинным ручи. По милости гуру, садхака получает служение Кришне согласно своему естественному вкусу в паракийа раса, т.е. отношениях возлюбленных. Раса не достигает полного расцвета иначе как в паракийа-раса. Вершина Твоего учения, о. Господь Чаитанйа, - в том, что отношения паракийа постоянны в играх Господа - как явленных (когда Кришна нисходит во Врадха-бхуми), так и в неявленных (в невидимой Врадже трансцендентного мира). ( Эта сокровенная тема подробно разрабатывается в комментарии к стиху 50 четвертой главы Ади-лилы "Чаитанйа-чаритамриты").
ДВА МЕТОДА САДХАНЫ: ВАИДХИ И РАГАНУГА "Вот как легче всего достичь совершенства. Джива - это чисто духовная душа, неотъемлемая часть Абсолютного Целого. У нее есть полностью совершенное изначальное трансцендентное тело. Она забыла свое совершенное духовное положение и попала в лапы майи. Она оскорбляет Господа Кришну и одурманена ложными мирскими обозначениями грубого тела. Если по милости гуру, чистого преданного, она вновь обретет знание истинного своего истока, то ее изначальная сущность быстро ей откроется.
Есть два метода садхана-бхакти: vaidhi (согласно правилам и предписаниям) и raganuga (спонтанное). Поначалу они могут показаться противоречащими друг другу, но с постижением их эзотерического смысла различия между ними рассеиваются.
Метод ваидхи - результат требований и уступок писаний.
Рагануга рождается из сильного влечения к действиям обитателей Враджи.
Первый - для всех, тогда как последний является исключительно редким и сокровенным. К АНАПА-ДАСЕ ПОСРЕДСТВОМ ВАИДХИ САДХАНА Каждое настроение и мысль vaidhi-bhakta в процессе его медитации на Кришну и памятования должны сверяться с установлениями писаний.
Постепенно шраддха приведет его к nistha (твердой вере),
затем - к ручи (вкусу или влечению),
потом - к asakti (привязанности).
Когда он достигнет первой стадии спонтанности, слегка окрашенной бхавой, он отбросит свою зависимость от логики писаний, видя в ней препятствие для своего совершенствования. После этого он возвышается до стадии apana-dasa.
К АПАНА-ДАСЕ ПОСРЕДСТВОМ РАГАНУГА-САДХАНЫ На стадии смарана-дасы в процессе raganuga-sadhana садхаки, прежде всего, помнит одиннадцать чувств гопи. Этими чувствами должны украситься его чувства перед тем, как он сможет помнить asta-kaliya-lila. В развитии на стадии смарана-дасы - пять ступеней. Вначале памятование неустойчиво. Это -. ступень смараны. Иногда садхаки помнит эти чувства, свое положение и свое служение, а иногда забывает. Но неуклонной практикой смараны он постепенно достигает непрерывного памятования, называемого dharana. Когда он размышляет над каждой чертой объекта памятования последовательно, со всеми подробностями, dharana развивается в устойчивую медитацию - dhyana. Когда дхйана становится непрерывной, это называется anusmrti, за который идет пятая ступень памятования, самадхи, когда у преданного нет иного интереса, кроме полной погруженности в игры Господа Кришны.
Со ступени самадхи в процессе smarana-dasa происходит решающий подъем на стадию apana-dasa, т.е. применения. Для несведущего подъем к апана-даса по пяти ступеням смарана-дасы может потребовать многих yuga (эпох) усилий. Искушенный преданный быстро перейдет на стадию апана-дасы.
На стадии апана-дасы отождествление с психофизическим телом падает до минимального уровня, и начинает преобладать духовная сущность. Время от времени его духовная сущность, т.е. сварупа, проявляется, и он испытывает возвышенный экстаз, совершая преданное служение Шри-Шри Радха-Кришне во Врадже. Этот опыт не разовьется, пока преданный не проведет долгого времени во Врадже, общаясь с другими преданными в своей vraja- svarupa, созерцая дхаму и происходящие в ней трансцендентные игры.
На этой возвышенной стадии постоянная бхаджана и Нама с неизбежностью приводят к встрече лицом к лицу с благословенным Господом Шйамасундарой. Милостивой волей Господа с оставлением преданным грубого тела из пяти элементов уничтожаются также и малейшие следы тонкого тела - ума, разума и ложного эго. В этот момент полностью проявляется чистое духовное тело преданного без всякого материального покрова. В настроении чистой бхавы он обращается к своему вечному служению Шри-Шри Радха-Кришне в трансцендентной дхаме. Так он становится sadhana-siddha,.т.е. обусловленной душой, усовершенствовавшейся и восстановленной в своей сварупе посредством садханы и бхаджаны. Отныне он служит Господу в обществе нитйа-сиддх, вечных спутников Господа, которые никогда не бывают обусловленными.
(ШРИ ХАРИНАМА ЧИНТАМАНИ, гл.15)