В книге «Наука самоосознания» (стр. 23 внизу) Шрила Прабхупада говорит, что ладью человеческого тела от продвижения к духовной цели удерживают пять прочных якорных цепей, одна из которых - «привязанность к материальной науке, которая всегда остаётся непознанной из-за отсутствия духовного света».
Астрономия как раз и является ярким примером такой цепи. Миллиарды долларов вкладываются в исследования космического пространства, но у налогоплательщиков, в конечном счёте, оплачивающих всё это, возникают вопросы: «Вот я всё это просмотрел, да, красиво, но что же мне теперь, исходя из всего этого, делать?», «Как я могу применить всё это знание, все эти фотографии телескопа Хаббл по отношению к себе?».
Ответ на эти вопросы даёт Шукадева Госвами в Ш.Б. 5.23.8, где, завершая своё описание тела Шишумары (воображаемая фигура, включающая в себя все звёзды северного полушария), говорит:
-О, царь, описанное мною тело шишумары следует считать внешним проявлением Верховного Господа, Вишну. Утром, днем и вечером нужно безмолвно созерцать Шишумара-чакру и поклоняться ей, мысленно повторяя такую молитву: «О,Господь, воплотившийся в образе времени! О прибежище всех планет, движущихся по своим орбитам! О повелитель полубогов, о Верховная Личность, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой и мысленно созерцаю Твой облик».
Намо --------------------почтительный поклон
Джйотир-локаайа ---- прибежищу сияющих небесных тел
Каалаайанаайа ------- имеющему облик верховного времени
Анимишаампатайе -- немигающих (полубогов) повелителю
Махаа-пурушаайа ---- Верховной Личности
Абхидхиимахи -------- давайте сосредоточенно думать.
То есть наблюдение совокупности небесных тел, пусть даже и при помощи орбитального телескопа, без понимания того, что они являются внешним проявлением Верховной Личности, проявленной в этот момент не только таким образом вовне,
но и в сознании наблюдающего в образе Высшей души (Параматмы), обеспечивающую саму возможность памятования, не особо отличается от разглядывания в увеличительное стекло узоров в пыли на обочине дороги.
Но есть выход в садху-санге - в общении со святыми личностями, не имеющими четырёх недостатков обусловленных душ.
Можно погрузиться в состояние сознания личностей, наблюдавших то же небо, что и мы. Осознать их состояние путём погружения своего сознания в отпечатки сознания, оставленные личностями, например, лично обустраивавшими не только нашу солнечную систему, но и все её тонкоматериальные и грубоматериальные слои, о существовании которых современная наука, освоив всё те же миллиарды долларов, только строит догадки; личностями, саму возможность существования которых она даже не рассматривает.
Наполненное яркими звёздами ночное небо - это внешнее проявление Верховной Абсолютной Личности, на грубом плане являющейся «прибежищем сияющих небесных тел», а на тонком - «имеющей облик верховного времени».
То есть смотреть в небо - это смотреть на Верховную Личность Бога, смотреть в душу Бога, у которого душа и тело - одно.
Шукадева Госвами в этой мантре даёт возможность взглянуть на привычную нам картину звёздного неба с новой платформы - с платформы духовного знания, дающей возможность в скоплении материальных объектов видимого нами космического пространства увидеть материальные, внешние проявления сознания Верховной Личности. Возможность понять, что личность - это не только тело, а и сознание, и что у личности, являющейся сознанием, есть такие внешние проявления как сказанные слова, брошенный взгляд, совершённый поступок, материальное тело наконец. А у такой личности, которая вмещает в себя (как и мы в себя свои впечатления) всё космическое проявление, внешние проявления приобретают соответственные её размерам формы: планеты, звёзды, скопления звёзд, вращающиеся системы скоплений звёзд, потоки заряженных частиц, бесчисленное число живых существ, управляющих всеми этими объектами, населяющих эти объекты, и даже не имеющих никакого понятия обо всём этом.
Так давайте, являясь одними из частичек всего этого сокровища, посмотрим предоставленный французскими астрономами ролик и флэш-панораму и (хотя бы теоретически) внемлем совету, данному одним из величайших мудрецов одному из великих правителей за несколько дней до оставления последним материального тела.