Попробуем поговорить о любви: с материальной и духовной точки зрения.
Грубо материальная подразумевает - брать (ты мне, я тебе): дай мне чувства, заботу, дай мне защиту.
Тонко материальная, и это общее понятие, везде, - это отдавать. Причем именно это тонкое представление и переносится на духовную жизнь. Это тонкое отклонение, как раз, и присутствует в представлениях религиозных людей.
Но, есть сторона любви раскрываемая только в ШБ. Это брать. Что значит брать?
Брать реакции. Шрила Прабхупада говорил: "подвиг Иисуса был не только в том, что он давал, а что он взял на себя".
Отдавать деньги, заботу, пищу и т.д. - это даже в некоторой степени весело (потому что на определенном этапе начинает доставлять удовольствие, счастье). Карна наслаждался тем, что отдавал. В отдавании (в благости), человек испытывает счастье.
Но самое неприятное в любви - это брать, брать реакции, проблемы. Когда человек берет реакции - счастье он не испытывает.
Положение, скажем, Иисуса,
как гуру, в том, что он брал на себя реакции, а не в том, что он всем раздавал Бога (и без него куча людей занимались этим - и тащились от этого).
Что значит взять реакции? - это и значит любить, сострадать. Принимать чужие реакции это тапасья любви.
Скрытая сторона любви - это брать на себя реакции, проблемы. Так, Нарада Муни сразу раскрывает любовь в истории с охотником. Который говорил, что он убивает животных ради своих родных - "они же меня любят". И Нарада Муни говорит - "если они тебя любят, то пусть возьмут часть твоих реакций на себя..."
Шрила Прабхупада говорил:"Я много видел братьев в Боге, но они ни за кого не отвечают".
Что значит за кого то отвечать?
Это значит отвечать за его ошибки. Потому что вы его любите и сострадаете. Как родитель, когда он любит ребенка, он и отвечает за него, за его ошибки, но он же может и наказать его. Другой не может наказать - ни ударить, ни критиковать и т.п.
Так у любви две стороны:
Внешняя - которая всех привлекает; и истинная, внутренняя.
Ниранджана Свами говорит, что Шрила Прабхупада д.б. пойти в ад (за то, что он разрешал).
Все говорят - Прабхупада дал то, дал это, и лишь единицы понимают, что на себя взял Прабхупада (инфаркты, сердечные приступы, болезни желудка, отравление и т.д.).
Никто этого не хочет брать. Даже имея статус духовно учителя - многие не хотят на себя брать реакции своих учеников.
Так истинный президент храма принимает на себя 100% реакций ятры. Истинный пуджари принимает на себя реакции присутствующих. Если бы многие пуджари об этом знали - они бы не полезли в алтарь. А так пуджари в настроении наслаждающегося. Он концентрирует на себе внимание присутствующих - и как модель на подиуме крутит частями тела. Но пуджари этот один из предметов поклонения - призма, через которую все передают свои сентименты, фанатизм или любовь (у кого что).
Кришна говорит - Я принимаю на себя реакции своих преданных (Харидаса Тхакура били и он молился, и в какой то момент перестал чувствовать боль. Об этом он расказал Господу Чайтаньи - "как здорово святое имя". А ГОсподь показал ему свою изрезанную спину).
Бхактивинода Тхакур говорит:"кто такой вайшнав. Это тот, кто принимает на себя неудобства, ради удоства других". Так он говорит о любви.
Это и есть вайшнав, криша или гауда. Принять на себя всё дерьмо, чтобы другим было легче.
Возлюби ближнего - это значит, возьми на себя его реакции. Есть много способов взять реакции.
Например: если вайшнав сознательно будет съедать остатки пищи низкого человека;
если позволить человеку сделать то, что ни в коем случае нельзя делать. Зная, что примешь реакции, но зато человек продвинется.
Вайшнав принимает реакции человека и человеку становиться лучше, он видит облегчение от этого процесса и так может привлечься им, и продвигаться.
На основе даршанов и лекций Лакшми Нарайна Прабху.