Храмы Вишну и самадхи вайшнавов строятся для одной и той же цели. Они усиливают наше памятование и служение Верховному Господу Кришне и Его чистым преданным. С уважением посещая самадхи и ведя себя там должным образом, человек совершает духовный прогресс. Подобно Божеству, тело вайшнава находится здесь постоянно, чтобы принимать регулярное поклонение в самадхи-мандире. Самадхи хранят эту личность в непосредственной близости от нас. Поклонение здесь будет продолжаться вечно. И сейчас, и в будущем люди смогут поклоняться вайшнавам в этих самадхи.
Личные вещи вайшнава, такие как четки, одежда или обувь, могут исчезнуть или скрыться от всеобщего обозрения. Самадхи, однако, стоит как постоянное напоминание о его присутствии, жизни и учении. Построенная в память о духовно могущественном преданном, самадхи объявляет: «Здесь лежит святой вайшнав, который так чист и так предан Богу, что Сам Кришна никогда не забывает его». Верховный Господь подтверждает это в «Шримад-Бхагаватам» (9.4.68): садхаво хридайам махйам, дадхунам хридайас-твахам, мад анйате на джананти, нахам тебхйо манагапи — «Мои чистые преданные всегда в Моем сердце, и Я всегда в их сердцах. Мои преданные не знают ничего, кроме меня, и Я не знаю ничего, кроме них».
Храмы и самадхи играют жизненно важную роль в процессе культивирования бхакти, суть которого — садхана и упасана (поклонение). Простое посещение их питает преданность. Напоминая преданным о величии и самопожертвовании конкретного вайшнава, самадхи вдохновляют и побуждают их также добиваться совершенства в их преданном служении.
Исторически, возвышенные вайшнавы совершали свою бхаджану — и
продолжают совершать ее по сей день — около самадхи вайшнавов-махабхагават, таких как Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Рагхунатха Даса Госвами, Шри Джива Госвами, Шри Рагхунатха Бхатта Госвами, Шри Гопала Бхатта Госвами, Шри Локанатха Свами, Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур и других. Полностью погруженные в мысли об этих вечных спутниках Шри Шри Радхи-Говинды, преданные совершают бхаджану около их самадхи, и обретают великое стремление вечно любить, служить и предаваться Радхе-Дамодаре.
Виды самадхи Существуют в основном три вида самадхи: содержащие все тело, пушпа (цветочные) и смрити (памятные). Содержащие полное тело, или стандартные, самадхи хранят все тело возвышенного вайшнава в священной земле святого места, такого как Вриндаван, Навадвипа или Джаганнатха-Пури.
Пушпа-самадхи, второй наиболее распространенный тип, делается из цветов, которые носил ушедший вайшнав перед тем, как его тело поместили в самадхи. Эти освященные цветы затем предаются земле в другом святом месте, где впоследствии строится самадхи-мандир для поклонения и памятования об этом чистом вайшнаве.
Смрити-самадхи (самадхи памяти), хотя не упоминаются в шастрах особо, стали традицией. Слово смрити означает память. Смрити-самадхи хранят память о великом вайшнаве, содержа в себе некоторые из его личных вещей. То, чем пользовалась духовно возвышенная личность, считается чистым и достойным поклонения, в то время как имущество обычного человека осквернено и обычно сжигается или выбрасывается после его смерти. Традиция строительства смрити-самадхи родилась из идеи о том, что любой объект, связанный с возвышенным вайшнавом, аккумулирует духовную энергию этой личности. Хотя обычно считается, что источник смрити-самадхи — традиция, а не писания, исследования доказывают обратное. В «Падма-пуране» Господь Шива говорит Парвати: арадханам сарвешам, вишнор арадханам парам, тасмат паратарам деви, тадийанам самарчанам — «О Деви, среди всех форм поклонения поклонение Вишну — высочайшее. Но даже выше этого — поклонение всем вещам (тадийа), принадлежащим Вишну».
Категория тадийа, упомянутая выше, включает в себя формы Божеств Господа Вишну, духовного учителя, вайшнавов, и все вещи, используемые ими, такие как асаны, четки для джапы, шастры, одежды, обувь, посохи и т.д. В соответствии с «Падма-пураной», эти предметы достойны поклонения всех живых существ. Также и Кришна Даса Кавираджа говорит в «Чайтанья-чаритамрите», что царь Пратапарудра, получив бахирвасу (верхнюю одежду) Господа Чайтаньи, начал поклоняться ей (каре вастера пуджана) в точности так же, как стал бы поклоняться Самому Господу.
Поскольку поклоняются телу вайшнава, то и его духовно заряженные вещи могут быть опущены в землю в святом месте. Затем там сооружается смрити-самадхи-мандир, чтобы способствовать поклонению и памятованию. Внутри смрити-самадхи можно обнаружить практически любой предмет, связанный с вайшнавом, включая его волосы, зуб, одежду, обувь, посох, очки, шейные бусы, кольца, фотографию или землю с места его рождения.
Подкатегорией смрити-самадхи являются нама-самадхи.
Философия гаудия-вайшнавов утверждает, что имя Бога или Его чистого преданного обладает тем же самым могуществом, что и они сами. Шри Рупа Госвами описывает это в «Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхагага (2.233): нама чинтаманих кришнас, чайтанья-раса-виграха, пурно шуддхо нитйа-мукто бхиннатван нама наминох — «Святое имя Кришны — это трансцендентный, исполняющий желания драгоценный камень. Оно дает все духовные благословления, ибо это имя — Сам Кришна.
Это имя — олицетворение божественных рас и источник всего наслаждения. Святое имя Кришны является совершенно чистым, трансцендентным и полностью освобожденным. И все это потому, что между именем Кришны и Самим Кришной нет разницы». Поскольку не существует разницы между именем трансцендентного вайшнава и его телом, то можно возвести нама-самадхи, чтобы помнить и поклоняться этому почитаемому вайшнаву.
«Падма-пурана» упоминает практику поклонения имени в связи с установлением Божества Вишну.
Ямараджа говорит Дхумракешу в главе «Картика-махатьям»: «Божеству Господа Вишну можно поклоняться в восьми формах — из камня, дерева, земли, глины, металла, драгоценных камней, записанного слова, и в уме». Чтобы устроить нама-самадхи, имя вайшнава вырезают на гранитной или мраморной плите, и затем помещают этот камень в священное место. Во Вриндаване, около храма Говиндаджи, располагаются более шестидесяти четырех таких нама-самадхи нитья-парикар (вечных спутников) Господа Чайтаньи.
Различия в могуществе
Обладают ли все виды самадхи одинаковой духовной силой? Излучает ли самадхи, хранящая трансцендентное тело вайшнава, большую духовную энергию, чем пушпа- или нама-самадхи? Понимание позиции трансцендентных форм Божества Шри Кришны даст ответ на этот вопрос.
Нет различий в духовной мощи между изначально установленным Божеством Кришны и пратибху-мурти, которая замещает Его место, если оригинальное Божество куда-то выезжает. Например, когда оригинальное Божество Говиндаджи Рупы Госвами покинуло Вриндаван, чтобы принимать поклонение в Джайпуре, во Вриндаване была установлена пратибху-мурти Говинды, чтобы получать любовные подношения враджаваси. Хотя оригинальное Божество может производить большее впечатление, особенно на неофита, в конечном счете не следует делать различий между этими двумя абсолютно духовными формами Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны.
Подобным же образом, можно понять, что все типы самадхи обладают одинаковой духовной силой. Конечно, видя различие, начинающий преданный тщательнее старается избегать оскорблений при посещении самадхи, содержащие тело вайшнава, чем пушпа-, смрити- или нама-самадхи.
В «Чайтанья Бхагавате» Шри Харидас Тхакур отмечает, что воспевание имени возвышенного преданного дает большее очищение, чем воспевание имен Шри Кришны.
Поэтому очищение происходит не только вследствие посещения самадхи, но и благодаря поклонению нама-самадхи вайшнава. Через воспевание святого имени преданный получит безграничную духовную чистоту.
Из книги Маханидхи Свами
«Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване»
Продвинутые преданные ощущают одинаковую духовную силу в самадхи всех видов. И все самадхи помогают нам помнить о примере и заповедях чистых вайшнавов. Чистые преданные вдохновляют нас и все последующие поколения вайшнавов следовать по их стопам и становиться чистыми преданными Радхи и Кришны.